• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
7 декабря 2020 года

Памяти новопреставленной схимонахини Варлаамы (Цветковой)

5 декабря состоялось отпевание и погребение за алтарем Троицкого храма нашего монастыря новопреставленной схимонахини Варлаамы. В память о почившей публикуем слово матушки игумении Елисаветы, сказанное ею в монастырской трапезной для духовенства, сестер обители и всех пришедших проститься с матушкой Варлаамой.


Слово игумении Стефано-Махрищского монастыря Елисаветы (Жегаловой) после погребения схимонахини Варлаамы (Цветковой) 5 декабря 2020 г.

Схимонахиня Варлаама, в монашестве мать Алексия, родилась в день памяти Святителей Московских.  Погребение ее пришлось на день кончины Святейшего Патриарха Алексия II, которого она очень почитала. Это все неспроста. У Бога все не просто так.

Она была очень терпеливым человеком, и мы теперь знаем, что последние дни перед смертью у нее были очень тяжелые, она болела. Но настолько она была терпелива, что никому ничего особо не говорила, только сестры, которые были рядом, в последние дни сообщили, что состояние ее совсем тяжелое. Только тогда мы ее увезли в больницу, но, к сожалению, врачи не смогли ее спасти. Сердце не выдержало. Видно так было угодно Господу, потому что умерла она тихо, спокойно. Так она и жила.

После пострига в великую схиму мать Варлаама, как сестры говорят, очень сильно изменилась. Она стала очень спокойной, умиротворенной. Видно было, что ее сердце пламенеет любовью к Богу. Такой тихой любовью, не какой-то показной. Видно было, что человек молится и хотелось к ней всегда обратиться, сказать: «Мать, помолись о том-то».  Я думаю, что и сестры обращались. Это была настоящая схимница. И когда у меня было сомнение в том, можно ли постригать ее в схиму, потому что это очень ответственно пред Богом, я обратилась к отцу Варнаве: «Батюшка, как Вы благословите, есть у меня некое сомнение по поводу м. Варлаамы.»  Он сказал: «Нет-нет. Это удивительная душа. Она очень любит Бога, стремится к Нему, любит молиться и у нее уже нет ничего мирского».

Такая спокойная смерть, спокойное отпевание…  Не зря три дня тело ее и душа, возможно, пребывала с нами. Потому что за это время почти все сестры читали Псалтирь – кто в келье, кто у гроба, присутствовали на службах, молились, видели тело, лежащее во гробе.  Все ощутили удивительный покой, умиротворение. Благодать особая была, потому что душа, видимо, настолько примирилась с Богом, настолько поняла, что ей в этой жизни нужно, что спокойно отлетела к Богу. Будем надеяться, будем молиться, что она будет пребывать с Богом вечно.

А для нас это большое назидание, потому что мы видим таинство смерти и можем задуматься о том, что каждый из нас уйдет из этой жизни, кто-то раньше – кто-то позже. Конечно, хорошо, когда человек уходит в свое время, когда уже возраст соответственный. Человек прожил уже полноту жизни, успел что-то понять, а когда внезапная смерть это, конечно, бывает гораздо тяжелее, в молодом возрасте…

Сейчас пройдет время, забудется. Когда будет следующая смерть – никто не знает. Каждый из нас должен задуматься о том, как мы живем, что мы ценим больше всего – высокое, духовное, или свои личные страсти, скорбишки. Это я больше о сестрах говорю, потому что в миру, конечно, скорби тяжелее бывают, а в монастыре их практически нет. Просто сестры сами себе выдумывают свои скорби. Никто особо не болеет. Болезнь это скорбь, да, серьезная, когда  еще серьезная болезнь. А так все выдумывают свои скорбишки, страстишки и вертятся как мухи возле навоза. Чтоб каждый подумал про свой «навоз», что он не нужен. Надо от него отходить любыми путями, кто как может: молитвой, Исповедью, Причастием, воззванием к Богу, кто-то может поговорить с кем-то, чтобы легче стало, но «навоз» надо из себя «вывозить».

Скорбей у нас нет, нет у нас скорбей. Слава Тебе, Господи! Господь нас хранит. Поэтому ничего не выдумывайте, старайтесь любить Бога, приближаться к Богу. У каждого свой путь – кто-то больше молится, кто-то больше трудится, кто-то добро делает ближнему. И на ближнего обратите внимание, на того, кто рядом с вами все время. Может быть, отношение кого-то к кому-то надо поменять. Просто по Божьи относиться, а не по каким-то страстям. Вот человек, образ и подобие Божие. Каждый человек, особенно монашествующие, сестры.  Друг к другу нужно относиться как к образу Божию, без пристрастия, в любом виде. Пристрастие бывает  - и человек нравится очень,  и пристрастие бывает - человека ненавидим. Такое тоже  бывает. Вот этого делать нельзя. Поэтому нужно немного друг от друга отстраниться, но при этом любить, прийти на помощь, когда нужно. Такая жизнь – вроде бы и простая и не простая, для некоторых совсем не простая…

Но вот – схимница во гробе. Великий для нас, можно сказать, подарок, что схимница и такая смерть блаженная. И в такое время, в такие дни – все это не просто так. Поэтому будем ходить на могилку, молиться будем, пересмотрим отношение наше внутреннее к монашеству своему, призванию своему. Все, кто пришел -  у них есть призвание, а все, кто уходят – уходят к диаволу, простите. Потому что всегда можно покаяться, попросить прощения, но если уже пришли – это ваше призвание.

И просить помощи будем у матери нашей Варлаамы. Я думаю, что она что-то поняла уже, того что мы еще никто не понял. И будем просить, чтобы она вразумила нас, помолилась за нас, чтобы всем нам сподобиться такой кончины. Дай Бог нам дожить до своей кончины. Потрясающее отпевание, что-то совсем неземное, небесное... Поэтому давайте следующий шажочек какой-то шагнем. Чтобы от этой кончины внутри что-то осталось. «Честна пред Господем смерть преподобных его». Чтобы для нас так было.

 Спаси всех Господи, благодарим за молитвы.