• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
15 сентября 2019 года

Памяти архимандрита Матфея (Мормыля)

10 лет назад, 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни ушел из жизни заслуженный профессор Московской духовной академии, кандидат богословия, член Синодальной комиссии РПЦ по богослужению, архимандрит Матфей (Мормыль), уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии и семинарии, воспитавший многих учеников, ставших ныне иереями, протоиереями, архиереями. 


«Отец Матфей — это легенда. Он так же, как и отец Кирилл, был лицом Лавры, её сердцем. В первую очередь в Лавру ехали к преподобному Сергию, а во вторую очередь — послушать хор отца Матфея. Пение лаврского хора было эталоном. Его невозможно превзойти, несмотря на усилия многих людей, на талантливейшие подражания, несмотря на то, что многие сейчас пытаются воспользоваться методами отца Матфея»

архиепископ Амвросий (Ермаков).


5 марта 1938 года в станице Архонская в Северной Осетии родился будущий регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Матфей (Мормыль).

Вырос отец Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) в певческой семье. Его дед по материнской линии пел в церковном хоре, затем окончил консерваторию и стал оперным певцом. Мама обладала превосходным контральто и в 91 год все еще пела на клиросе. Дома у них всегда были ноты. По ним юный Лев с легкостью выучился музыкальной грамоте. С детства прислуживал в храме. Но регентом, по его признанию, быть не собирался, а хотел стать священником. Хотя клирос очень любил. Рассказывал, что по уставу служащий священник должен стоять на правом клиросе и участвовать в службе со всеми молящимися.

– Не случайно преподобный Сергий похоронен у нас в Троицком соборе с правой стороны, на солее, там, где была его игуменская стасидия, – отмечал отец Матфей.

В 1959 году Лев Мормыль окончил Ставропольскую Духовную семинарию. Там он обучался у известного регента Вячеслава Пестрицкого и познакомился со многими талантливыми церковными музыкантами. Большое влияние на юношу оказал известный регент диакон Павел Звоник. Его песнопения до сих пор исполняет лаврский хор. Затем Лев поступил в Московскую Духовную академию. 

– Первые два года пел в хоре. Но намерение было уйти в монастырь, – рассказывал он.

В состав братии Троице-Сергиевой Лавры юноша вошел 21 июня 1961 года и в том же году его назначили уставщиком и старшим регентом монастырского хора. Он также руководил объединенным хором Лавры и Московских духовных школ.

В свое время митрополит Московский Филарет (Дроздов) высоко отзывался о пении в Троице-Сергиевой Лавре. И перед отцом Матфеем стояла непосильная для одного человека задача – воссоздать былое великолепие лаврского пения и дореволюционную традицию церковного пения вообще. И ему это удалось. Он внимательно изучал историю развития церковного пения в России, отыскивал прежние распевы, восстанавливал и вводил в обиход старинные подобны.

Однажды он случайно обнаружил на маленьком клочке нотной бумаги старинный подобен «Доме Евфрафов» Киево-Печерского напева. Так родился знаменитый распев стихир «Земле Русская» из службы русским святым. Ему также удалось воскресить творчество талантливого церковного композитора начала XX века иеромонаха Нафанаила (Бачкало), незаслуженно забытого после революции.

– Тяжелое было время при Хрущеве, – вспоминал регент, – Все тяготы, которые тогда обрушились на верующих, ощущались и в монастыре. Чувствовалось притеснение. В печати развернулась жестокая антирелигиозная пропаганда. Но Господь помогал! Библиотеку для хора пришлось собирать буквально по крупицам. Многие распевы я отыскивал на чердаках, расспрашивал у людей. Многое мне удалось собрать уже к 1962 году.

В том же году послушник Лев принял постриг с именем Матфей в честь святого апостола и Евангелиста Матфея (память 16/29 ноября).

После окончания Академии о.Матфей начал преподавать в регентской и Московских Духовных школах.

Митрополит Тульский и Белевский Алексий, бывший наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, говорил: «Господь нам подарил для нашей церковной жизни отца Матфея как величайшего носителя церковной духовной музыкальной культуры. Как одаренный от Бога человек, он сумел воспринять и раскрыть традицию не только пения светского, а именно настоящего, монастырского, которое он развивал и помогал в этом отношении и братии Троице-Сергиевой Лавры, и студентам Московской Духовной Академии».

А вот воспоминания митрополита Псковского и Великолукского Евсевия: «Несмотря на его строгий характер, его сердце всегда было обращено к красоте церковной службы, и эту красоту он доносил до каждого человека. Он дал возможность обновлению церковного пения во всей нашей Русской Православной Церкви. И даже Украине, Белоруссии и ряду других республик бывшего Союза, потому что студенты, которые учились у отца Матфея, полученные знания, как живой росток, разносили в свои храмы, епархии, приходы».

Как педагог и регент отец Матфей сумел раскрыть большое количество певческих талантов, как церковный композитор обогатил богослужебный репертуар множеством песнопений, как человек – был для всех примером доброты и трудолюбия. В работе придерживался принципа: провести службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом и перед Святыми, ни перед людьми. «Поя – служи! Служа – пой!», - говаривал он. По его словам, совершеннее инструмента, чем человеческий голос, – пока нет. На втором месте стоит колокол.

Для отца Матфея было важно воцерковить слух и сердце слушающего. Поэтому он придавал большое значение не только пению на службах, но и выступлениям в концертах. Имя отца Матфея гремело на весь мир, а на концерты его хора собирались тысячи людей.

Архимандрит Матфей – родоначальник новой великопостной традиции. При нем песнопение «Да исправится молитва моя» стал исполнять один певец, а не трио, как раньше. Сначала это было воспринято с недовольством, но потом все привыкли, и при владыке наместнике, тогда еще архимандрите, Феогносте начинание превратилось в добрую традицию.

Регент вспоминал такой случай. Великим постом в Лавру приехал Патриарх Алексий II. Отец Матфей подошел к нему: «Ваше Святейшество. У нас такая традиция сложилась – один поет, не трио. А на паузах хотелось бы, чтобы ярче было слышно кадило». Святейший кивнул, улыбнулся и спросил: «А спевку не надо проводить?» Потом Патриарх назвал это исполнение «соло кадило».

Современный репертуар лаврских хоров первой недели Великого поста полностью создан архимандритом Матфеем. Он также принимал участие в составлении служб новопрославленным святым. Написал песнопения в честь 1000-летия Крещения Руси и 2000-летия Рождества Христова. 

За свою плодотворную и насыщенную творческую жизнь отец Матфей заслужил немало наград. В 2004 году ему было присвоено звание заслуженного профессора Московской Духовной академии. Последней его наградой стал орден святителя Макария, митрополита Московского II степени, который ему вручил Святейший Патриарх Алексий II в связи с 70-летием и за многолетние усердные труды.

А 15 сентября 2009 года архимандрита Матфея, «Бати», как его ласково называли ученики, не стало.

Смотритель патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Илия тогда сказал: «Все большие события церковные, начиная с 50-х годов, проводились в Лавре. Соборы церковные, избрание Патриарха Пимена, похороны Патриарха Алексия. И везде красиво пели хоры отца Матфея! И Патриарха Алексия I его сводные хоры отпевали, и Пимена, и Алексия II. Отпевание всегда превращалось в праздник. Но ведь так оно и есть, потому что для верующего православного христианина нет смерти, есть только вечная жизнь, переход, радость».

Архимандрит Матфей похоронен за Духовским храмом  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На его могиле горит неугасимая лампадка, всегда живые цветы. 


Отец Матфей и церковное пение высшего мастерства – эти понятия, я бы даже сказал, эти явления нашей современной жизни звучат синонимами. Верю, что для самого отца Матфея не было никаких временных ограничений в его личном пении Богу, в его сокровенном воспевании Господа нашего Иисуса Христа.Отныне и вовеки слова «Пою Господеви дондеже есмь» – означают для него Вечность, в которой он продолжит дело своей земной жизни – стоя уже не перед сонмом молящихся, не в собрании своих учеников, но пред лицем Божиим! И я радуюсь, когда размышляю об отце Матфее в масштабах вечной жизни – ведь он уже «во ушию своею» услышал, что есть Ангельское пение! И потому душа его воистину во благих водворится, а память о нем будет в род и род! митрополит Филарет (Вахромеев), почетный Патриарший экзарх всея Беларуси.


«Блаженны умирающие о Господе, ибо дела их идут вслед за ними». Можно сказать, что хор, который создал отец Матфей – голос Лавры, голос всей Церкви. Он слышен везде, его узнают, он неповторим как все, рожденное подлинным талантом и, тем более, благоговейной молитвой. Это проповедь в мире, погибающем от уныния. Церковь поет, как пела она от начала, от Христа, от апостолов, и как будет петь до конца. Церковь не может не петь, потому что всегда сердца христиан переполнены радостью хвалы Господу за дар Его жизни и «от избытка сердца глаголют уста». 

Целожизненный труд отца Матфея – это событие, и явление. Иконопись называют «богословием в красках», а здесь богословие – в звуках, в пении. Отец Матфей был богословом, поэтому он и исполнил заповедь: «пойте Богу разумно». Благодарю Бога, что Он сподобил меня общения, хотя бы самого малого, с этим человеком. Но, как говорил еще святой Иоанн Златоуст, «Не плачьте обо мне. Не мной началась проповедь в Церкви, не мной она и кончится». Отходя ко Господу, отец архимандрит Матфей заповедует нам бережно, не жалея никаких усилий, хранить сокровище Церкви. Вечная память!  протоиерей Александр Шаргунов

Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого архимандрита Матфея, в селениях праведных и сотвори ему вечную память!



stsl.ru