Сегодня мы слышали Евангелие о насыщении хлебом и рыбой пяти тысяч человек. Господь увидел множество народа, сжалился над ними и, как сказано в Евангелии, исцелил их. Спаситель сжалился, потому что любит Свое создание и скорбит о его отпадении от Бога, а значит и от жизни, и от радости.
Самый близкий для православных образ спасения человека — это не оправдание или искупление, а исцеление. Господь исцеляет наше естество, которое извратилось в грехопадении, когда душа поработилась телесным страстям, а неразвитый дух оказался рабом и души, и тела. Восстанавливая господство духа, исцеляя и исправляя душу, которой должно подчиняться все низшее, Спаситель заботится и о теле, которое Сам же создал. Поэтому, преподав людям истину, исцелив их болезни, Он заботится об их телесных нуждах, как мы видим в этом евангельском отрывке. Таким образом, помиловав и исцелив человека, Христос наполняет наше естество, насыщает его чудесной пищей. А душу насытить можно только божественной благодатью. Человек, созданный Богом и для Бога, не может насытиться ничем иным, как только общением с Самим Господом, ибо Он — наш питатель!
Итак, видя, что время уже позднее, а народ устал и проголодался, апостолы просят Христа отпустить людей. Но Господь говорит им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф. 14, 16). Те, кто пришел послушать истинное учение, получают исцеление своих болезней, душевных и телесных. Исцеляя их тела, Спаситель исправляет души, и опять же, врачуя души, не забывает и о потребностях тела. Чудесно насыщая пять тысяч человек, не считая жен и детей, Господь как бы говорит нам: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, а все остальное приложится вам (ср. Мф. 6, 33). Как сейчас Я вас насыщаю хлебом и рыбой, так и о прочем позабочусь, т.к. вы пришли к Богу услышать истину, взыскали главного». Христос призывает: «Придите! Насыщайтесь! Приобщитесь Моему пиру. Все уже приготовлено». Господь Свою трапезу предложил всем: и прежде всего это Его Тело и Кровь. Он говорит: «Мои рабы и Мои служители избыточествуют хлебом. Придите и получите жизнь, получите радость».
К сожалению, лежащий во грехе мир не слышит этого призыва, не верит своему Спасителю. Он продолжает искать «свиных рожков» и, конечно, не может ими насытиться. Мы знаем, что многие из тех, кто воодушевились этой чудесной раздачей пищи, потом искали Иисуса, но не ради Него Самого, не ради истины, а лишь ради насыщения. Поэтому Господь, дважды чудесно накормив народ, прекратил эти чудеса. Он не хочет, чтобы мы гонялись за материальным, Ему нужна наша душа. И мы знаем, что многие отошли от Него и потом кричали: «Распни, распни Его».
Еще раз посмотрим, что происходит. Господь берет малое и очень скромное: хлеб и рыбу. Никакого вина, никаких деликатесов. Всего-навсего скромная пища, которой не хватило бы даже самим апостолам. Но вот это малое, отданное в руки Божии, умножается, и его хватает на всех, и еще остается. В этом чуде Церковь видит прообраз Евхаристии.
Действительно, отдавая Спасителю наши души, все то, что Он нам дал, ум, сердце, дарования, — мы, в некотором роде, становимся подобны священнику, который возносит на Литургии хлеб и вино перед Богом. Отдавая Богу с благодарением земное, он получает небесное, посвящая скромные людские приношения — просфору и вино — Христу, он получает их уже освященными, получившими божественное естество. Так и со всем, что даровал нам Бог. Всё, что у нас есть, мы с благодарением посвящаем Господу, и оно возвращается многократно умноженное, приобретая духовное измерение.
Умножаются не только дарования. Если какие-то наши житейские скорби, — нас обокрали или обидели, — мы принесем с благодарением Богу, то они изменят свою природу, станут для нас не злом, а добром. Чудесным образом поменяется наше отношение к ним, и тогда убыток сделается приобретением, и то, что мы с благодарением терпим ради Господа, послужит для нашего спасения и станет наградой в Царствии Небесном.
Мы видим, что малое, отданное Богу, умножается, но каким образом? Апостолы, ученики Христовы не сразу получают гору хлеба и рыбы, но пища умножается, когда раздается. Так и то, чем мы делимся, подобно пламени, не умаляется при передаче другому, но умножается по мере раздаяния. Наша доброта, милость, любовь, рассуждение и другие «таланты», которых у нас может быть не так уж много, — ими надо делиться с теми, кому сейчас этого не хватает, и тогда происходит чудо умножения.
И вот, чудесным образом происходит насыщение всех, и остается еще двенадцать коробов, ровно по числу апостолов. Так и каждый христианин, каждый служитель Божий, отдающий ближним то, что Господь ему дал, — а Спаситель награждает каждого, давая кому пять талантов, кому три, а кому и один талант, — получает гораздо больше. Полагая свои души за других, мы многократно умножаем любовь, отдавая временное и чужое, приобретаем вечное и наше, получаем свой наполненный короб. Для чего получаем? Для того чтобы вновь и вновь раздавать. В этом суть любви, которая не терпит своекорыстия, избирательности, которая всех объединяет, не ограничивается пространством и временем и влечет нас к божественному совершенству.
Итак, прислушаемся к призыву Господа нашего Иисуса Христа, доверимся Ему, будем искать в своем сердце Царствия Божия, пира небесного Царя, способного наполнить наши души, чтобы и самим избыточествовать миром, благодатью и радостью, и быть в состоянии поделиться с ближними. Аминь.
~ епископ Леонтий (Козлов), Сызранский и Шигонский