• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
15 марта 2023 года

О телесных болезнях


Мысли святых отцов и подвижников благочестия о христианском отношении к телесным болезням.


 

...Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду.

Свт. Василий Великий (ок. 330–379)

~

Не будем ни слишком высоко ценить здоровье, ни слишком осуждать болезнь...

Свт. Григорий Богослов (ок. 325–389)

~

Для стяжания [истинной] славы нет ничего равного терпению, проявляющемуся при болезнях.

Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347–407)

~

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвою.

Прп. Нил Синайский (450)

~

Врачу показывать телесные болезни есть не грех, но смирение.

Прп. Варсонофий Великий (ок. 563)

~

Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь – душе. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами.

Прп. Амвросий Оптинский (1812–1891)

~

Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит; но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко. Уместно же [в болезни] только одно благодарное радование... Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Святитель Феофан Затворник (1815–1894)

~

Не убий. Убивают, между прочим, и врачи от неведения болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский (1829–1908)

~

[Безропотное] терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Прп. Анатолий Оптинский (1855–1922)

~

Страдание есть глубочайшая сущность бытия, основной закон всякой жизни. Все живущее болеет и страдает. В этом отношении пессимизм метафизически прав. Всякая оптимистическая метафизика плоска и поверхностна. Но отношение к жизни совсем не решается тем, что жизнь есть боль и страдание. Пессимизм есть всетаки ложь, потому что он пугается страданий жизни, отрекается от жизни, бежит с поля сражения, совершает предательство по отношению к жизни. Я могу знать, что жизнь есть страдание, и вместе с тем принять жизнь, принять страдание жизни, понять смысл страдания. И это делает только христианство.

Николай Бердяев (1874–1948)

~

Болезнь – вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп. Болезнь самое благоприятное время для возвращения в свое сердце, к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль.

Иерей Александр Ельчанинов

~

Надо считаться со здоровьем, а то можно уподобиться ведь самоубийцам. Мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами.

Игумен Никон (Воробьев), 1894–1963

~

...Пастырское попечение о больных должно начинаться, когда люди здоровы, начинаться с установления простых, дружеских отношений.

Митр. Антоний Сурожский



pravoslavie.uz

художник Дина Безбородых