Через 7 дней после праздника Троицы начинается Петров пост. Установление Церковью Петрова поста может показаться странным. Действительно, только что прошли восемь недель после Пасхи, напоминающие о самых радостных для христиан днях — Светлом Христовом Воскресении, сорокадневном пребывании Воскресшего Христа на земле, Вознесении Его на небеса и, наконец, о сошествии Святого Духа, которое положило начало христианской Церкви. Казалось бы, что бремя греха снято Страстями Спасителя, скорбь и страдание остались далеко позади вместе с днями Великого Поста.
Петров пост как память о мучениках
После Пятидесятницы лишь радость должна наполнять сердце. Но представление о том, что пребывание в Церкви — это одна только радость, очень ошибочно. Ведь Сам Иисус Христос сказал, что для спасения необходимо несение креста. Быть в Церкви — это значит возложить на себя тяготы и лишения за Истину, разделить боль своих близких. И христианская община понесла свой крест почти сразу же после рождения. Страшные испытания обрушились на нее. Множество мучеников явила она из своей среды. Первым из них был архидиакон Стефан, которого иудейский совет осудил к побитию камнями. Первого епископа Иерусалима — главу Иерусалимской Церкви — св. Иакова, брата Господня, сбросили с крыши, затем, как и св. Стефана, забросали камнями. Много тысяч христиан по приказу императора Нерона было сожжено, распято, растерзано дикими зверями. Кровью мучеников утверждалось христианство на земле. Среди этих жертв — первоверховные апостолы Петр и Павел. Оба они были казнены в Риме за проповедь слова Божия: апостол Павел — усечением главы, а апостол Петр — распятием на кресте.
Камо грядеши
Предание сохранило один эпизод, связанный с кончиной апостола Петра.
Во времена нероновских гонений, чувствуя неминуемую опасность, христиане упросили его уйти из Рима и этим сохранить себе жизнь. Петр согласился, но когда вышел за город, ему явился Сам Христос, идущий навстречу. Пораженный этим явлением, Петр спросил: «Камо грядеши (т. е. куда идешь), Господи?» На что Господь ответил ему: «Иду в Рим, чтобы Меня снова распяли». И апостол Петр устыдился своего малодушия и, вернувшись, добровольно отдал себя в руки мучителей. В истории Церкви, как правило, за периодами торжества следуют периоды тяжких испытаний.
Так, ее торжество при императоре Константине сменяется временем гонений от еретиков — ариан. Символично, что вскоре за крещением Руси святым Владимиром мученической кончиной прославились его сыновья Борис и Глеб — первые русские святые. И об этих великих страданиях напоминает Петровский пост, предваряющий день памяти святых апостолов Петра и Павла. Не напрасно заговенье на него (последний день, когда можно есть скоромную пищу) приходится на воскресение Всех Святых, а первое воскресение посвящается Всем Святым, в земле Российской просиявшим.
Битва с главным врагом. Пост для воспитания воли
Но Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.
Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Из Библии известно, что еще при сотворении мира Бог предназначил для пищи плоды деревьев и семена трав. И Иисус Христос никогда не воспрещал людям вкушать от благ земных. Сам Он чудесным образом накормил пять тысяч человек, пришедших к Нему, претворил воду в вино ради радости собравшихся на свадьбу в Кане Галилейской и даже в священную субботу — день покоя — не препятствовал Своим ученикам сорвать горсть колосьев для утоления голода. Также апостол Павел, разъясняя отношение к еде, пишет: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога» (Рим. 14, 6).
Но для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Какую волю должны были иметь первые мученики, чтобы пройти через все искушения и отдать свою жизнь за Христа. Ведь одно лишь слово отречения могло остановить их мучителей. Многие святые раздавали все свое богатое имение неимущим, а святые бессребреники безвозмездно помогали всем нуждающимся, хотя сами жили в нищете. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности своему духу.
Медицинская целесообразность Петрова поста
Петров пост целесообразен и с медицинской точки зрения. Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо, жирная пища плохо усваивается организмом. Исключение из рациона продуктов животного происхождения приносит только пользу.
Продолжительность Петровского поста
Продолжительность Петрова поста может быть различной в зависимости от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. В течение его в среды и пятницы полагается растительная пища без постного масла, по понедельникам, вторникам, четвергам — с постным маслом (разрешение елея), по субботам и воскресеньям к этому еще добавляется рыба. Кроме того, вкушение рыбы разрешается в дни памяти некоторых святых, если они отмечаются в понедельник, вторник или четверг. В честь таких святых во время богослужения совершается полиелей. К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня), святитель Иона, митрополит Московский (28 июня), апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля). Рыбу едят еще в день престольного праздника (если он попадает на Петров пост) и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля), на какой бы день недели они ни приходились.
Что едят в Петров пост?
В честь этих праздников в старину готовили особые пироги — рыбники, ведь Россия была богата рыбой. Особенностью их является то, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается в тесте целиком. Рыбники делали открытыми, чтобы запекаемая рыба была видна — это служило украшением пирога.
Но наиболее используемым продуктом в Петров пост является все-таки зелень. В жаркие дни сенокоса приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.
По материалам pravosludm.narod.ru