Прославляя ныне апостола евангелиста Иоанна Богослова, вспомним что он удостоился наименования возлюбленного, любимейшего ученика Господа Иисуса Христа, очевидно за то, что паче прочих возлюбил своего Господа, явив Ему верность и любовь, не знавшие никакого страха.
И ныне мы слышали в послании Иоанновом: «Совершенная любовь ко Христу вон изгоняет всякий страх». Единственный среди апостолов, святой Иоанн Богослов следовал за Христом даже до Голгофы, где удостоился предстояния Распятию вместе с Пречистой Девой Марией.
Главное в учении святого апостола Иоанна Богослова - две истины.
Первая из них возвещена в самом начале, прологе Евангелие от Иоанна: «вначале бе Слово». Истина предвечного бытия Единородного Сына Божия, истина Богооткровенная, которая не может быть дознана человеческим умом, лишенным благодати Духа Святого.
Второе, наиболее важное положение в учении апостола Иоанна Богослова, учение об обожении человека, ради чего Бог стал человеком. Сам апостол носил в себе Господа Иисуса Христа, был совершенно очищен действием Духа Святого, сердце его стало воистину Престолом Живоначальной Троицы.
Всегда созерцая в себе Бога, апостол простыми и доходчивыми словами учит христиан о единении с Создателем, указывая на истинные признаки вселения в нас благодати Духа Святого. Верующий в Сына Божия пребывает в Боге. Неверующий в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия есть противник Божественной Троицы, есть антихрист, один из тех, кто под влиянием духов обольщения противится Богу и не имеет с Ним общей части.
Призывая всех веровать в Сына Божия Иисуса Христа, апостол, таким образом, побуждает всякого христианина всегда содержать в уме и сердце своем имя Господа Иисуса Христа. С покаянием призываемое это Имя соделывается источником освящения нашей падшей природы. А лучше сказать: через призывание Господа сам Бог врачует язвы нашей души и вселяется в нас по мере нашего покаяния и смирения.
Потому узнаем, что мы угождаем Богу и любим Бога, если исполняем Его заповеди, - говорит святой евангелист Иоанн Богослов, уча христиан взвешивать свою любовь к Богу не чувствами, которые всегда дают ошибочные показания в силу нашей греховности, но оставляя главным свидетельством любви к Богу исполнение нами заповедей Ветхого и Нового Заветов. Итак, если ты говоришь, что любишь Бога, но непослушен, строптив, горделив, надменен, исполнен осуждения горькой желчью, раздора, свар, - то ты, очевидно, лжешь на истину. Ибо любящий Бога исполняет заповеди силой Духа Святого.
Если ты хочешь пребывать в Боге, то, говорит апостол: «Исповедуй согрешения свои, и Бог, будучи верен, простит тебе грехи, омыв их Своей Кровью. Говорящий о себе, что греха не имеет, лжец есть и Бога поставляет неправедным и лживым. Ибо слово Божие свидетельствует: все согрешили, всяк человек ложь есть». Таким образом, апостол указывает на Богоучрежденное таинство покаяния, без которого никто не может стать жилищем Бога Живаго.
Бог в нас тогда пребывает, когда мы любим ближнего своего, - наставляет нас апостол. Любящий ближнего своего в Боге пребывает и ходит во свете, не любящий своего ближнего, ходит во тьме. Ибо неприязнь и ненависть есть тьма. Всякий ненавидящий своего брата, хотя бы просто имеющий на него злобу есть человекоубийца и Бога не знает. Итак, всего лучше увидеть собственное нездоровье и начало выздоровления по тому, как мы ставим себя в отношении к ближним. Если в наших сердцах господствуют помыслы неприязни, осуждения, отчуждения - горе нам, мы далеки от Бога как земля от неба. Если же в душе постепенно собираются помыслы жалости, сострадания, милости, если мы видим ближних превосходящих нас во всем, себя почитаем их служителями и рабами, - это начало выздоровления души.
Всякий согрешающий произвольно не рожден от Бога, но тот, кто рожден от Бога в Духе и истине, перестает грешить. Эти слова апостола указывают на то, что истинное делание христианского сердца есть непрестанное покаяние. Человек занятый поминутно мысленным исповеданием грехов своих, кающийся пред Богом, осуждающий себя самого не имеет времени и расположения умножать свои грехи. Покаяние заквашивает сердце христианина, поставляет его в число непогрешающих, но кающихся ближних.
«Любящий Бога во свете пребывает» - возвещает нам святой Иоанн Богослов возвышенное учение о созерцании духовными очами сердца неприступного света славы Божией.
Итак, если мы этого не имеем в своем сердце, значит мы грешники, значит мы обретаемся во тьме наших страстей, значит призваны непрестанно сокрушаться и плакать, удаляться от всякого самообольщения, потому что Бог есть свет и Он открывает себя таковым, тем кто истинно возлюбил Его.
Святой апостол евангелист Иоанн, величайший святой, которому Бог открыл судьбы Церкви воинствующей на земле. И нам должно чаще обращаться к его духовному Евангелию, запечатлевшему таинственные беседы Иисуса Христа с учениками, особенно, прощальную беседу на Тайной Вечери, к трем его соборным посланиям, в которых раскрыто таинство истинной любви ко Господу и указаны неложные признаки этой любви. Для возбуждения духа покаяния и стяжания страха Божия, просветления очей сердечных, памяти смертной, полезно и необходимо приобщаться к чтению Книги Откровения, ибо «блажен читающий и соблюдающий все написанное в Книге сей». Наконец, святой апостол Иоанн Богослов преподает нам самой жизнью своею учение об угождении Пресвятой Деве Марии, служа которой в Духе и любви, христианин ходатайством Пречистой Богородицы возводится на высоту нравственного совершенства. И, как должно, смиряется пред Богом и не обольщается зря, нелицемерно служа ближним, не языком и не словом, но самим делом.
≈ Святый апостоле и евангелисте Иоанне Богослове моли Бога о нас грешных, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. Аминь. ≈
протоиерей Артемий Владимиров