Почерпите воду с веселием от источников спасения.
(Ис. 12:3)
|
Говорить о воде можно столько же, сколько мы ее пьем. Значит, — бесконечно. Мы ее пьем, потому что живем. И живем, потому что пьем.
Вода является материальной первоосновой всего живущего на земле.
Если Творец согласно библейскому Откровению творил мир из воды и водою, значит, более совершенного средства, чем вода, для развития жизни на всех уровнях: биологическом, животном, разумном — не было.
Как сама наша жизнь в нескончаемом потоке ежедневных забот и трудностей может быть превращена в бытовой банальный факт, так всякое слово о том, без чего нельзя обойтись и одного дня, кажется излишним. Что говорить, когда и так всем понятно. Так можно размышлять, отдаваясь общему течению мысли. Но стоит лишь по сути дела вдуматься в это самое простое явление — что такое вода в своей изначальности, — как мысль наша столкнется с неразрешимым вопросом о тайне нашей жизни, о ее истоках и о том, куда мы течем.
Не раз мне приходилось отвечать на вопрос, для чего в Церкви освящается вода, если она в глубине своей чиста и полезна. Традицию водоосвящения невозможно проследить — она уходит в глубь тысячелетий. И потому, наверное, была всегда — когда с незапамятных времен существовала практика освящать продукты: хлеб, вино, елей, соль. Одни жертвовались для богослужения, другие, после освящения, уносились в дома для употребления в пищу. Освященные натуральные продукты использовались не только как средство питания, но как средство врачевания.
Вода, обладающая универсальной способностью очищать и обогащать человеческий организм необходимым количеством продуктов жизнедеятельности, менее известна многими другими, подлинно благодатными качествами: принимать и передавать энергию и силу молитвенного слова и благодать священнодействия.
На первых страницах Святой Библии отмечено, что первоматерия, состоявшая из воды и множества других элементов и находившаяся в состоянии хаоса, особо активным действием Божиим: Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1:2) — получила первобытную силу, способную образовать вселенную.
Освящение воды в Церкви — это возвращение ей утраченных “духоносных свойств”. У верующего в Меня, — говорит Господь в Евангелии от Иоанна, — потекут реки воды живой (Ин. 7:38), называя Благодать Святаго Духа живой водой.
Вода и Дух Божий, по слову Спасителя (см. Ин. 3:5), в дивном единстве святаго Таинства Крещения становятся купелью новой жизни, заменившей утробу матери, неспособной, по ироническому замечанию праведного Никодима, вместить его для нового рождения, на что Спаситель ответил: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6).
Если бы был возможен целый ряд рождений человека из состава матери (материи), всякий раз воспроизводилась бы одна и та же природа. Истинно говорю <…> если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).
Углубляясь в Священное Писание, можно привести множество событий, связанных с природой воды, через которые Бог спасал, просвещал, вразумлял Свой народ. Собранные воедино в богослужебном последовании в дни праздника Крещения, или Богоявления, они представляют богатую сокровищницу для молитвенного переживания Таинственного возрождения человечества через силу благодати и водной стихии. “Ты — Бог Великий и чудный в делах Твоих, и ни одно слово не может воспеть и восхвалить чудеса Твоя. Ты — Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты — Бог наш, через море свободивый от рабства фараонова Моисеем еврейский народ. Ты напоил жаждущий народ потоками вод из разверзшихся камней. Ты — Бог, Который водою и огнем отвратил от Вааловой прелести через пророка Илию свой народ. Ты Иорданские струи освятил с Небес ниспосланным Святым Твоим Духом и уничтожил основы зла”.
Таким образом, мы видим необъятность действий Божественных через воду, которая стала колыбелью жизни на земле и новым средством для очищения, возрождения через покаяние к благодатной жизни в Боге.
Можно провести интересные параллели: если прежде бытия нашего мира Господь творил его из воды и водою, то всякое священнодействие в храмах предваряется освящением воды и освященной водой благословляются и освящаются все богослужебные предметы.
Священная вековая традиция учит нас, с каким благодарным чувством мы должны относиться к великому дару Божию — нашим источникам чистой воды. Сберегая их, мы выполняем волю нашего Творца, заповедавшего всему человеческому роду хранить и возделывать данную нам природу.
И всякое благодарное и чистое слово, произносимое нами перед употреблением даже малого количества воды, обернется для нас своими чудесными и неповторимыми целительными свойствами на пользу душе и телу.
В дни великого праздника Крещения Господня нескончаемым потоком, с раннего утра и до поздней ночи, жители нашего района шли к освященному источнику и в Церковь за “великой агиасмой”, — великой святыней. Так с первых веков на церковно-богослужебном языке называется крещенская вода, освященная особым чином, молитвословиями праздника Богоявления.
По свидетельству великого святителя Иоанна Златоуста, христиане набирали крещенскую воду в день Крещения Господня в специальные сосуды и сберегали ее на все время года, пользуясь ею как даром благодати Божией, врачующей душевные и телесные недуги, освящающей жилища, разрушающей всякие демонские козни.
В наше время, когда возрос нездоровый интерес к запрещенному, вредоносному знанию оккультизма, всякого рода белой или черной магии, заговорам, святая Агиасма — Крещенская вода остается верным могущественным средством, защищающим верующих людей от всякого рода сглаза, порчи, наговоров, демонских воздействий. Достаточно лишь с верою взять в ладонь крещенскую воду и трижды омыть свое лицо водой со словами: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь — как наступит облегчение. Это прекрасно знали наши благочестивые пращуры.
~ протоиерей Георгий Бреев
Альфа и Омега
Заставка - фото Анатолия Тополова