• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
10 декабря 2017 года

Одигитрия русского рассеяния

27 ноября/10 декабря - в день празднования иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", чествуется также древняя Курская-Коренная икона Божией Матери, самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование "Одигитрия русского рассеяния".


Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви, обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение.

8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 верстах от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял находку, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери.

Охотник, нашедший образ, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную святыню. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от образа стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу святыне, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве – и ослеп. Только после усердного покаяния и молитв перед чудотворным образом князь снова смог видеть. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор в день ее явления установлено ежегодное празднование.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из города, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона оставалась на месте явления, соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, отец Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».

Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню.

В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святая икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее.

В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда образ вернулся, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и был поставлен в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь переносилась лишь на время.

С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Курская икона Знамение и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков.

В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов.

В 1687 году икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этим образом молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление великий старец преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники решили взорвать чудотворный образ, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая была найдена и возвращена на свое место в соборе.

Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и нескольких из братии Знаменского монастыря, икона была увезена за границу, через Константинополь в братскую Сербию.

В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила русскую землю в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии в первых числах ноября 1920 года.

Вместе с русскими эмигрантами икона пребыла в Сербию, где находилась до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, была вывезена в Мюнхен (Германия).

В 1950 году глава Синода Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. С того же года под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года, в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева).

Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь.

С 1957 года икона Знамение Курская-Коренная пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С этого времени чудотворная икона ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию и доступна для поклонения.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену/ и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ темже молим Тя,/ мир отечеству нашему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем/ всечестнаго образа Богоматере чудное явление/ и от того благодать почерпающе,/ первообразней умильно возопиим:/ радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.



Источник: drevo-info.ru