• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
1 марта 2022 года

Новое издание Стефано-Махрищского монастыря

В 2021 году вышла книга «Воспоминания о погребенных на кладбище храма Покрова Божией Матери близ города Кириллова».

Это совместное издание двух монастырей: мужского Успенского Кирилло-Белозерского и женского Свято-Троицкого Стефано-Махрищского. Казалось бы, какая связь между этими монастырями? Один находится в городе Кириллове Вологодской области, другой – в селе Махра Владимирской области. Но связь между этими древними обителями давняя.

В середине XIV века преподобный Стефан основал на слиянии рек Махры и Молокчи монастырь в честь Святой Троицы. Немало скорбей пришлось претерпеть преподобному Стефану. Крестьяне близлежащей деревни восстали против игумена, боясь, что он овладеет их землями, грозили удить его, если он не уйдет из этих мест. И преподобный Стефан покинул обитель: тайно, ночью, со своим учеником он вышел из монастыря и отправился на север, где в 60 верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском в 1370 году основал Троицкую Авнежскую пустынь.

Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Ивановича, повелевшего преподобного Стефану явиться в Москву. В Москве он был с уважением принят великим князем Димитрием и святителем Алексием, митрополитом Московским, который благословил преподобного Стефана вернулся в Махрищскую пустынь и никогда более не оставлять своей обители.

Это пребывание преподобного Стефана в Москве достопамятно еще тем, что им в это время был приобретен для Российской Церкви светозарный благодатный светильник, великий подвижник и угодник Божий – преподобный Кирилл Белозерский. А произошло это так. У любимого великокняжеского окольничего Тимофея Васильевича Вельяминова жил его родственник Косьма, бывший казначеем его имения. С юных лет он имел тайное желание удалиться в монастырь. Когда в Москву прибыл преподобный Стефан, Косьма искал встречи с ним. Известный во многих московских княжеских домах подвижник, игумен Стефан не отказывал в беседах и наставлениях тем, кто приходил к нему с верою. Не отказал он и Косьме. Со слезами просил тот игумена Махрищского постричь его в монахи. Прозревая в нем будущего светильника Церкви, преподобный хотел исполнить его прошение, но опасение чрезмерно разгневать всесильного вельможу заставило Стефана удовлетворить просьбу Косьмы лишь наполовину: он постриг его в рясофор, назвав Кириллом. Посетив после этого Вельяминова, Стефан передал ему благословение от имени Кирилла, и когда первый заметил, что не знает такого, преподобный сказал, что Кирилл – это бывший Косьма, сделавшийся теперь иноком.

Разгневанный окольничий наговорил много оскорбительного святому игумену, который в ответ, напомнив ему заповедь Евангельскую, повелевавшую оставаться только там, где учеников Христовых принимают и слушают (Мф. 10, 14), вышел из дома Вельяминова. И только богобоязненная жена его смягчила суровость Тимофея Васильевича. Опомнившись, тот вернул Стефана, примирился с ним и, уступив его просьбе, не стал препятствовать Косьме в выборе жизненного пути.

По ходатайству преподобного Стефана инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом которого был архимандрит Феодор – племянник преподобного Сергия Радонежского. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашество. Так от одного благодатного светильника заимствуют свет и другие светильники, не умаляя первого.

Вот такая связь между преподобным Стефаном и преподобным Кириллом Белозерским. Теперь их святые мощи почивают под спудом в созданных когда-то ими обителях.

Но вернемся в наше время.

Покровская церковь в с. Аксеново
близ г. Кириллова

Когда в 1993 году после долгих лет разорения начали восстанавливать разрушенную Стефану Махрищскую обитель, было решено возобновить ее как женскую. Такое изменение статуса монастыря бывало и раньше. И вот первыми сестрами, которые пришли в Махру, были сестры из Вологды, из Белозерья – края преподобного Кирилла. В то время в Вологодской епархии (начало 90-х гг.) женских монастырей не было, и те сестры, которые хотели монашеской жизни, получив на это благословению архимандрита Кирилла (Павлова), приехали в Махрищский монастырь. Они-то и составили костяк монастыря. Участвовали во всех трудах возрождающейся обители, а главное, благодаря им в монастыре было налажено уставное богослужение и церковное пение. И до сего дня в обители преподобного Стефана много вологодских сестер. Приезжают в Махру паломники из Вологды, Череповца, Кириллова. Они молятся на богослужениях и ежегодно помогают сестрам с уборкой урожая.

В свою очередь сестры Махрищской обители ежегодно посещают святыни Белозерского края, прежде всего Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский монастыри, а также Покровскую церковь, которая находится в четырех километрах от Кириллова.

Этот древний храм не был осквернен во время гонений и там сохранился особый уклад и молитвенный дух. Около храма расположено удивительное кладбище, где похоронены многие подвижники веры, священники, монашествующие, в том числе и сестры разоренных в безбожное время монастырей, которые уцелели в годы репрессий. Они-то и составили клир этого чудом уцелевшего храма. Здесь погребены подвижники веры и благочестия: старец-мирянин Федор Соколов, последняя игумения Ферапонтовского монастыря Мартиниана и многие-многие люди святой жизни.

Это удивительное кладбище известно не только жителям Кириллова и окрестных деревень. Сюда приезжают из разных мест. На могилках служат панихиды, кладбище ухожено.

Промыслительно то, что некоторые из махрищских сестер, попав когда-то в эти благословенные Богом места, сохраняли связь со старыми прихожанами Покровского храма, которые еще застали здесь старых монахинь, старца Федора, игумению Мартиниану. Сейчас все они уже упокоились рядом со своими наставниками. Но у сестер остались их письма, фотографии, записи бесед с ними. Все эти материалы и составили основу этого сборника. Хочется добавить, что это уже второе его издание, значительно дополненное и расширенное.


Наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук) о книге «Воспоминания о погребенных на кладбище храма Покрова Божией Матери близ города Кириллова».

Белозерье с древних времён славилось множеством больших и малых монашеских обителей. Как правило, это были места, где уединялись ученики преподобного Кирилла Белозерского и их сподвижники. Земля эта так обильно была заселена иночествующими, что недаром Белозерье стали именовать Северная Фиваида. Множество приходских храмов вырастало рядом с обителями. Удивительна история Севера Руси с её зодчеством, множеством монастырей и старинных храмов. Богоборческая кампания большевиков в прошлом веке уничтожила великое множество письменных, иконографических и архитектурных памятников Русского Севера. Многие храмы и монастыри были разрушены, другие приспособлены под кинотеатры, клубы, склады, заводы, общежития, школы-интернаты, музеи.

Кирилло-Белозерский монастырь

Разграбления, поругания и разрушения чудом удалось избежать храму во имя Покрова Божией Матери в селе Аксёново, что стоит недалеко от города Кириллова, где находится Кирилло-Белозерский монастырь. Долгие годы Покровская церковь являлась единственной приходской церковью Кирилловской земли, и все требы: крещения, венчания, отпевания совершались именно здесь.

В 2021 году вышла книга «Воспоминания о погребённых на кладбище храма Покрова Божией Матери близ города Кириллова», которая содержит уникальные материалы: воспоминания старых прихожан Покровского храма, записанные сёстрами Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря, а также их письма, фотографии. Книга эта является уже вторым изданием, значительно дополненным и расширенным. То, что она издаётся с дополнениями новыми материалами, говорит о её востребованности, свидетельствует о том, что люди её читают, и у кого-то возникает желание дополнить информацию, содержащуюся в ней, поделиться своими воспоминаниями, чтобы они стали частью истории, бережно хранимой на страницах издания, а теперь и в памяти потомков. Это очень важно, потому что пока жива память, у народа есть будущее, а народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Герои этой книги - простые люди, не предавшие свою веру в годы гонений. На Покровском кладбище вблизи храма похоронены священники, монашествующие, в том числе и сёстры разорённых в годы гонений монастырей, которые молились в этом храме и продолжали свои тихие смиренные монашеские подвиги. Погребены здесь также известные подвижники, в числе которых последняя игуменья Ферапонтовского монастыря Мартиниана. Это кладбище известно и за пределами Кирилловского района. На нём захоронен также вологодский подвижник ХХ века - старец-мирянин Фёдор Степанович Соколов (1879-1973). Воспоминания о нём также содержатся в книге. Старец Фёдор стал известен многим православным и интерес к нему в наше время возрастает. И я с братией, когда бываю в Покровском храме, то непременно захожу к нему на могилку. Узнал я о нём, когда ещё подвизался в Московском Новоспасском монастыре от духовника этого монастыря иеромонаха Иаков (Тупикова), который узнав, что меня благословили на служение в Кирилло-Белозерском монастыре, рассказал о старце, высоко почитаемом сёстрами Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. Так я и сделал: как только приехал в Кириллов, разыскал Покровский храм, могилку старца Фёдора, помолился ему и отслужил литию. До сих пор в келье храню его фотографию и в молитвах обращаюсь к нему за помощью. Поэтому мне близко и дорого это место, оно запало в сердце.

16 ноября 2021 года наша обитель оскудела на одного молитвенника – монаха Кирилло-Белозерского монастыря Иакова (в миру Шумилов Игорь Вячеславович), которого мы с братией захоронили на этом самом кладбище у Покровского храма.

Считаю эту книгу нужной для сохранения памяти о людях, живших на этой земле и захороненных здесь.  Книга написана простым, живым и понятным языком с сохранением стиля речи кирилловчан. Она легко читается, в ней представлены простые, и в то же время удивительные истории. В книге собрана добрая память, маленькие кусочки историй жизней разных людей, их судеб, связанных с родным краем. Она содержит много иллюстративного материала, фотографий, что делает её интересной для читателя, так как, рассматривая то или иное фото и читая воспоминания об этом человеке, стараешься представить его. В книге рассказано, как укреплялись в вере люди, на чью долю выпали богоборческие годы и связанные с ними гонения на православную веру.

Книга будет интересна кирилловчанам, а также паломникам и всем, кто интересуется историей Русского Севера, а также может стать замечательным материалом для краеведческих исследователей. Она показывает удивительную историю не только прихожан одного храма, но и Кирилловского благочиния в целом, позволяет осознать, что Кирилловская земля  является местом духовных подвигов и трудов не только вологодских святых, которые являются покровителями этих краёв, но и мирян, которые свою жизнь подчинили Закону Божию.

Благословение Господне да пребывает на всех, кто потрудился для написания данной книги для сохранения памяти людей, живших на Святой Руси.



kirillov-monastyr.ru