• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
29 июня 2019 года

Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога...

28 июня 1805 года родился афонский старец, духовник русский святогорцев иеросхимонах Иероним (Соломенцев). Через 35 лет после прихода отца Иеронима в русский Свято-Пантелеймонов монастырь, благодаря его благодатному духовному руководству, число русских монахов возросло от 11 до 1000 человек.


Будущий старец, в миру Иоанн Соломенцов, родился в городе Старый Оскол, в богобоязненной купеческой семье. Все в этой семье любили храм Божий и усердно посещали церковные службы. Из пятерых детей Соломенцовых трое приняли монашеский постриг, двое возглавили монашеские обители.

Отец Иероним вспоминал: «От отроческих лет церковь была моим единственным утешением. Звонить, кадило подавать, находиться в алтаре, читать и петь – эти занятия были для меня “пaче мeда и сoта”… За прилежание ли к церкви или ради расположения к монашеству благодать Божия часто утешала меня разными просвещениями; некоторые из них были так резки, что на всю жизнь мою остались незабытыми в моей памяти».

Когда Иоанну исполнилось 23 года и он уже готовился уйти в монастырь, его сестра также решила принять монашеский постриг. Отец сказал ей: «Так как брат твой хочет скоро оставить нас и пойти в монастырь, потому мы теперь отпустить тебя не можем, ибо в один раз двоих любимых детей отпустить для нас очень тяжело и скорбно, а если хочешь, проси брата, чтобы он за тебя пожил с нами три года». Тогда девушка с рыданием стала просить Иоанна: «Любезный братец, выкупи меня!» Он не мог отказать любимой сестре и остался в миру еще на два года, помогая родителям.

Сестра же его 20 лет была благочинной, а затем игуменией в Борисовском монастыре. В этом же монастыре скончалась мать Соломенцовых, постриженная в схиму с именем Еввула.

Оставшись в миру, Иоанн не избежал тяжелых искушений. Враг спасения человеческого нападал на него, и целомудренный юноша испытывал сильную плотскую брань. Однажды ночью, когда приступ брани был особенно силен и весь он горел как в огне, молодой человек выбежал из комнаты в сад и горячо молился Господу, умоляя сохранить его в чистоте для заветного монашеского образа. Внезапно ночное небо раскрылось и с высоты снизошел свет, не опаливший юношу, но исполнивший его сердце неизъяснимой радостью. Иоанн упал на землю и почувствовал необыкновенную легкость во всем теле и полную свободу от плотской брани – эту свободу он сохранил до конца жизни. Дерево же, под которым он молился, за одну ночь полностью высохло.

Старец еще вспоминал, как в пору его молодости он тяжело заболел холерой и был близок к смерти. Ему явилась Пресвятая Богородица с апостолом Иоанном Богословом, и юноша тотчас почувствовал себя совершенно здоровым.

По окончании двухлетнего срока родители более не удерживали сына и благословили на монашество, и после кратковременного пребывания в российских монастырях в 1836 году он приехал на Святую Гору.

Здесь Иоанн, будущий старец Иероним, стал верным послушником известного духовника иеросхимонаха Арсения Афонского, его преемником по старческой благодати, и был пострижен им в монашество.

Молодой подвижник быстро возрастал духовно, и, когда в 1840 году в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре отошел ко Господу духовный руководитель русской братии иеросхимонах Павел, старец Арсений Афонский благословил своего первого ученика и сотаинника перейти на жительство в русский монастырь и стать духовником русских иноков.

С Божией помощью отец Иероним стал замечательным духовником, мудрым и любящим отцом для братии, признанным духовным руководителем монастыря – как греческой, так и русской его половины.

Во время вступления отца Иеронима в должность духовника в 1840 году в Свято-Пантелеимоновом монастыре русских было только одиннадцать человек. Молодого подвижника встретили страшная нищета обители, огромные долги, незаконченное строительство, нехватка всего – от продуктов питания до стройматериалов и одежды.

Но это не остановило отца Иеронима. Не имея ничего, кроме благословения духовника отца Арсения и помощи Божией, он начинает ремонт старых зданий и строительство новых. 

В 1851 г. в монастырь прибыл М. И. Сушкин (будущий знаменитый игумен Макарий), о котором столь долго молились отец Иероним с братией, желавшие возрождения обители. Впервые встретив его, подвижник сказал: «Вот тот человек, которого мы просили у Господа».

Отец Макарий и старец Иероним разделили труды по восстановлению монастыря. Их совместными усилиями к 1885 году число насельников увеличилось до 800, а обитель рассчиталась со старыми долгами и была отстроена и благоукрашена.

Старец привлек к восстановлению Русика множество благотворителей: были сооружены братский корпус, 2 собора для братии - Покрова Богородицы и во имя святителя Митрофана Воронежского, братская и странноприимная больницы, а также освящены 10 восстановленных и новых малых храмов, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в монастырь, отштукатурен, расписан и оснащён иконостасом собор вмч. Пантелеимона.

Трудами игумена и духовника были восстановлены 11 принадлежавших монастырю келлий и построены 3 новые. Всего за период жизни старца Иеронима в монастыре и за его пределами было восстановлено либо построено около 60 принадлежавших монастырю храмов, включая скитские.

Кроме того, в обители были сооружены различные хозяйственные корпуса, цехаи  мастерские, а территория монастыря увеличилась более чем в 2 раза.

Духовник обители стремился объединить иноков в братской любви и убеждал обе монастырские «партии»  - русских и греков, оставить национальные распри. Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, отец Иероним отстаивал право иноков других национальностей подвизаться на Святой Горе и защищал их от крайних проявлений национализма.

Через 35 лет после прихода отца Иеронима в русский монастырь, благодаря его благодатному духовному руководству, число русских монахов возросло до 1000.

Духовные дарования старца Иеронима, справедливое отношение ко всем приходящим, искренность и доброжелательность в общении, со временем привлекли к нему многих святогорцев из других монастырей и тысячи православных паломников.

Он подражал Спасителю и всячески избегал человекоугодия, богатства и славы мира говоря: «Нужно отстранить от себя малодушие и вредное человекоугодие и возвыситься духом над всем мелочным и грязными расчетами мира».

 Кроме братии своей обители старец окормлял монахов болгар, греков, грузин, молдаван, сербов и представителей других национальностей и делал это часто не только в духовном, но и в материальном смысле: он учредил в монастыре раздачу бедным инокам и пустынножителям Афона денег, продуктов и одежды.

По сообщению русского консула в Македонии М. А. Хитрово, «множество келлиотов афонских существует исключительно подаяниями монастыря». В 1874 году на помощь истратили около 10 000 рублей, а к 1900 году эта сумма достигла 40 000.

Старец Иероним оставил богатое наследие в виде правил и наставлений для иноков, назидательных рассказов из своего духовнического опыта и писем к духовным чадам.

Наставления старца Иеронима

≈ Случайностей в мире нет – они существуют только для людей неверующих.

≈ Хотя клевета человеческая и тяжела для перенесения ее, как терновый венец, но она полезна для наших душ, ибо она очищает тайные наши грехи.

≈ Пусть злословят нас, пусть поносят, пусть клевещут, лишь бы мы не воздавали им тем же. А без этого и спастись невозможно. Так надобно этому быть, чтобы нашими немощами нас же и совершенствовать, а без этого мы и не познаем себя самих.

≈ Обидчики и хулители, по учению святых отцов, есть великие благодетели наши, потому что искренне любящие нас стараются покрывать наши погрешности и недостатки, тогда как нелюбящие, тщательно наблюдая за оными, открывают нам погрешности наши, которых сами мы не можем усмотреть, и через это подают нам случай к исправлению и смиренномудрию.

≈ Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души.

≈ Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде.

≈ Если человек не имеет молитвенного общения с Богом – он мертв душою.

≈ Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения: “Благословен Бог наш” и “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, а затем переходит к разным уже прошениям и молениям.

≈ При молитве вскоре усматривается и примечается всякое недоброе и греховное помышление, лишь только появится оно по действию диавола или по причине прежних живших в сердце страстей и пороков.

≈ Имя Господне – великая защита от душевных врагов и великая помощь к неприятию страсти и несоглашению с грехом.

≈ Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего.

≈ Теперь вы имеете книги отеческие, читайте их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу неприметным образом подвигнут вас вперед к добродетельной жизни. А если мы не будем читать отеческих книг, то и толку из нас никакого не будет.

≈ Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец.

≈ Блаженны, кто не любит новостей и не любопытствует узнавать о делах других людей. Тот скоро исцелит свои душевные раны и достигнет в любовь Божию. Напротив того, среди празднословия и невоздержанных бесед сколько говорится и выслушивается душевного, после и собственная совесть упрекает во многом, а вернуть уже нельзя. Часто эти разглагольствования служат причиною взаимных неудовольствий и вражды между братиями. А это – зло самое великое, особенно когда кто медлит в этом чувстве, ибо тогда и молитва его Господом не приемлется.

≈ Слезы, когда приходят без нашего особенного усилия, – это оружие, нам данное милостью Божией. На что нужно, на то и употребляй сие оружие: о грехах ли плачь, или проси у Господа нужное, или благодари Его о дивном Промысле и попечении о нас, грешных, вся строящему к нашему спасению.

≈ Старайся все помыслы, которые часто приходят, открывать, а если некоторые мимолетные забываются, то о подобных нечего и беспокоиться.

≈ Есть грехи, кажущиеся малыми, но смертные. Например осуждение.

≈Тяжкий грех – осуждение: таковые присваивают себе власть Божию.

≈ Увы! Кто избавит нас от этого греха? Мы привыкли присматривать за поведением других, а не за своим, отчего часто впадаем в тяжкий грех осуждения.

≈ Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением.

≈ Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других.

≈ Предписывать правила к прохождению духовного жития весьма трудно по разнохарактерности людей, по различным путям ко спасению… Совесть – для нас и в нас закон. Совесть не оправдает, когда неправо поступаем. Уклонимся от правого пути – укорим себя и смиримся, воззовем ко Господу о помощи.

≈ Спасались и спасаются богатые и бедные, цари и простецы, монашествующие и мирские – всем открыт вход в Царство Небесное.

≈ Разве не спасительное дело – чтить и покоить своих родителей, иметь попечение о своем семействе, служить для общества и для святой Церкви? Исполняйте эти добрые дела без ропота, по чистой совести и с призыванием помощи Божией. А в дополнение молитесь почаще, творите посильную милостыню и воздерживайтесь от таких дел, которые противны совести и Богу. В таком случае милостив будет к вам Бог и в сей кратковременной, и в будущей нескончаемой жизни.



источники: "Православие.ру", "Православие.фм"