Изречения святых отцов о нестяжательности
Преподобный Антоний Великий:
Грехолюбивый человек любит многостяжание; а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и маловременности жизни и не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же и в старости кто бывает так срамен и несмыслен, то он, как древо гнилое, негож ни на какое дело.
Преподобный Ефрем Сирин:
Если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства.
*
Да не будет для нас сладостною любовь к земному, чтоб не соделался горьким плач наш по смерти!
*
Если погонишься за роскошью и за тем, чтобы иметь больше других, то труда будет много, путь станет ненадежен, скорбь неутолима и жизнь многопопечительна.
*
Не люби земного богатства, чтобы не обнищать на Небе.
*
Не созидай себе высоких жилищ, чтобы не низойти в бездну.
Святитель Василий Великий:
Не должно заботиться об избытке и прилагать старание ради пресыщения и пышности; надо быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства.
*
В чем состоит любостяжание? Когда преступает кто предел закона. А сие по Ветхому Завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем.
Святитель Григорий Богослов:
Богатые! Послушайте: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61: 11), знайте, что полагаетесь на вещь непрочную. Надо облегчать корабль, чтобы было легче плыть.
Святитель Иоанн Златоуст:
Нестяжательность приближает к Небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств.
*
Кто попрал страсть к богатству, тот богаче всех.
*
Не станем воспламенять в себе страсть к большим и большим приобретениям и чрез то приготовлять себе только больший и жесточайший огонь, огонь неугасимый, пламень нестерпимый…
*
Любовь к богатству – страсть неестественная. Естественные пожелания вложены в нас с самого начала, а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они. Отчего же усилилась эта страсть? От тщеславия и крайней беспечности.
*
Если приятною представится тебе любостяжательность, тогда подумай, что на это не соизволяет Христос, и она тотчас же покажется тебе противною.
*
Любостяжание в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего. Так бывает и с имуществом: когда мы хотим собрать его больше и больше, то, сами не замечая, питаем в себе дикого зверя; имея многое, нуждаемся во многом, навлекаем на себя бесчисленные заботы и представляем диаволу множество поводов.
*
Отвергни любостяжание от души и тогда увидишь, что то, что кажется теперь драгоценным, будет презреннее грязи.
*
Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугасимая печь будет все наступать и пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит вечный неугасимый огонь?
*
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву; но, если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание.
*
Нас ожидают небесные блага, а мы все еще имеем пристрастие к земным и не помышляем о диаволе, который из-за малого лишает нас великого. Дает прах, чтобы похитить небо, показывает тень, чтобы отвратить от истины, обольщает сновидениями (ибо ничто иное есть это земное богатство), чтобы, когда настанет день суда, показать нас беднее всех.
Преподобный Исидор Пелусиот:
Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства.
*
Страшная, неудобоизлечимая болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает, потому что в действительности найдет весьма великий ущерб. Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие.
Преподобный Нил Синайский:
Да не подумает кто-либо, что без труда и легко достигается преуспеяние в нестяжательности.
Преподобный Исаак Сирин:
Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли.
*
Никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не убедит и не уготовит себя к тому, чтобы с радостью переносить искушения.
*
Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя.
Святитель Григорий Палама:
Где налицо это холодное слово («мое»), там, как говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть собственничества, тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.
Святитель Димитрий Ростовский:
Не гонись за многим, но будь благодарен за малое. Ибо все гонятся за многим, все ищут многого, все обо всем пекутся, однако, оставив все до малейшего, ничего не смогут отсюда взять с собой. Лучше за малое быть благодарным, чем неразумно гнаться за многим. «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых», – говорит пророк (Пс. 36: 16). Ибо все, что здесь добудешь и что приобретешь, останется на земле; ты же, все оставив, с обнаженной душой вселишься во гроб.
Святитель Тихон Задонский:
Кто богат и кто убог? Богат, кто более не желает, но довольствуется тем, что имеет; убог, кто более и более желает.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, нужно отречься от любви к предметам земным.
*
Тот, кто употребил жизнь на снискание богатства, взял ли его в вечность?
monastery.ru
фото Евгения Ерохина, г. Карабаново