• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
30 мая 2020 года

Нет греха, который не может быть побежден Божией любовью

Мы не попадем в рай не потому, что мы грешим. Знайте, что единственным безгрешным был Христос и никто другой. Мы не попадем в рай не потому, что совершаем грехи. Пока мы живы и наши глаза открыты, мы грешим. Мы попадем в рай, потому что мы изо всех сил стараемся стать такими, какими хочет видеть нас Христос, и это старание спасет нас. Сможем ли мы победить искушение грешить или нет, это зависит не от нас, а от Божией благодати.

Мы должны спросить Господа, пошлет ли Он нам Свою благодать. Если Он пошлет нам Свою благодать, то тогда мы не будем гневаться, прелюбодействовать, воровать и так далее. Если Бог не пошлет Своей благодати, мы не сможем сами перебороть наши грехи. Это не означает, что мы не такие, какими хочет видеть нас Христос. Мы воюем, боремся с грехами. Мы видим свои грехи и думаем, что если мы перестанем их совершать, то не будем грешить ни разумом, ни глазами, ни ушами…

Мы не должны впадать в отчаяние и говорить: «Я всегда попадаю в капкан одного и того же греха. Значит, я ничего не смогу добиться: я ничего не делаю!»

Мы многое делаем: исповедуемся, смиряемся, раскаиваемся… Вот это спасет нас, а не добродетель, в которой мы преуспели. Диавол тоже имеет добродетели.

Как-то я, сделав что-то хорошее, пошел рассказать об этом своему старцу. Тогда я был начинающим монахом. Когда он увидел меня, то сразу понял, в чем дело. И прежде, чем я успел сказать хотя бы слово, он проговорил:

– Чадо мое, почему мы должны хвастаться и гордиться? Потому что постимся? Мы никогда не сможем поститься больше, чем диавол, потому что он никогда ничего не ест. Он наибольший постник. Или же потому что мы бодрствуем и мало спим? Мы не можем больше бодрствовать, чем лукавый, потому что он никогда не спит. Воздерживаемся, остаемся целомудренными из-за любви к Христу? Есть ли у нас эта добродетель? Но мы никогда не станем целомудреннее, чем диавол, ведь он не желает плотских удовольствий: они не нужны ему, потому что у него нет тела.

Я был ошеломлен! Сколько бы добродетелей мы ни имели, мы никогда не сможем приобрести те, которыми обладает диавол. Но спасут ли диавола его добродетели? Нет. Они не спасут и нас.

Что я этим хочу сказать? Чтобы мы не были добродетельными? Нет. Мы будем бороться, чтобы приобрести добродетели. Христианин всегда добродетелен, но добродетельный человек не является непременно христианином. Есть добродетельные люди и среди буддистов, индуистов, евреев и протестантов. Но сами по себе добродетели не являются спасительными. Нас спасет покаяние и смирение. Смирение в нашем уме.

Но смирение – это не только сказать несколько пустых слов: «Кто я? Я ничто!» – и притворяться окаянным только для того, чтобы люди говорили:

– Нет-нет, ты добродетельный, у тебя есть эта и эта добродетель…

Притворяясь смиренными, мы заставляем других хвалить нас.

Настоящее смирение не в том, чтобы просто произносить смиренные слова, но в том, чтобы быть смиренномудрым человеком, иметь смиренный дух и не думать, что мы лучше других, потому что всякое зло зарождается прежде всего в наших умах.

Если мы снова и снова духовно падаем, то не должны отчаиваться. Есть священник, есть его епитрахиль, есть покаяние… Это спасет нас – и ничто больше. Нас спасет покаяние и смирение. Диавол этого боится. У него очень много добродетелей, но ему не хватает еще одной – смирения, и это породило ад и принесло духовную разруху.

Именно для того, чтобы показать силу смирения, как сказано в Писании, Христос сошел с небес на землю, смирился и был послушным до самой Своей смерти. Он смирился до такой степени, что согласился быть распятым. Вот такое смирение нам необходимо, чтобы спастись.

Мы стараемся не впасть в грех, но Бог намеренно попускает нам это падение, чтобы мы смирились. И пока мы плачем о совершённом нами грехе, Бог дает нам венец смирения за нашу борьбу с грехами. Поэтому мы никогда не должны отчаиваться. И давайте установим себе правило: снова не повторять свои грехи. Скажи себе:

– Я больше не буду злиться, не буду делать то или иное…

И затем так:

– Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!

И наклони голову под епитрахиль священника.

Что мы действительно приобрели, мы поймем тогда, когда придет время предстать перед Богом. У человека одна мера, а у Бога – другая.Вы никогда не должны отчаиваться. Если вы чего-то не достигли, это не означает, что вы потерпели неудачу. Нет греха, который больше, чем Божия любовь; нет греха, который не может быть побежден Божией любовью. Исповедуйтесь, причащайтесь и не отдаляйтесь от Церкви. Лучше быть грешником в Церкви, чем добродетельным вне ее. Лучше быть хулиганом у Христа, чем хорошим мальчиком у диавола. Наша доброта не спасет нас, а спасет нас то, какую любовь мы испытываем к Христу и какую духовную борьбу мы ведем ради Него.

Однажды некий монах уснул во время богослужения. Монастырская жизнь сурова, душа может стремиться к высотам, но иногда тело не имеет сил следовать за ней. Закончилась служба, мы вышли из храма. Пока ждали, чтобы пригласили нас в трапезную, другой монах, чтобы подразнить своего собрата, шутя, сказал ему:

– Батюшка, я видел, что вы уснули в храме.

А тот ответил ему:

– Лучше уснуть в Ноевом Ковчеге, чем быть бодрым вне Ковчега!

Лучше, чтобы тебя спас Христос, даже если ты уснул в церкви, чем бодрствовать на улице во время потопа. Покаяние спасет нас, а не что-то другое. Вот почему мы должны постоянно каяться. Почему так? Потому что мы постоянно грешим. И мы не должны быть привязаны к грехам, которые мы совершаем. Авва Дорофей говорит, что можно даже взглядом кого-то обидеть и так согрешить. Ну что тогда нам делать? Спрятаться в какой-то яме и неподвижно ждать, когда мы умрем?

Как только утром откроете глаза, скажите: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!» и «Слава Богу!». Так вы попадете в рай, не сомневайтесь. Потому что когда человек говорит: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!», этим он показывает, что хочет быть с Христом, что не будет грешить по своей воле, а если согрешит, то вопреки своей воли. Как говорит святой апостол Павел: В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7: 23–24). И если мы видим, что и святой апостол Павел не мог победить грех – тот, кто воскрешал мертвых, – то победим ли мы его? Нет. Тогда как мы спасемся? Мы спасемся, молясь со словами: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!» и через смирение.

Часто, когда мы что-то просим у Бога, Он не дает нам этого просто для того, чтобы мы продолжали молиться, и когда нам наконец-то подается просимое, то оказывается, что мы получили больше пользы от молитвы, которую отправляли Богу, чем от того, что Он нам подал. Вот почему Господь иногда замедляет давать нам то, о чем мы многократно просим у Него.

Он часто ставит нас в трудные ситуации или посылает нам страдания, например болезни, для того, чтобы препятствовать нам грешить. Если бы мы тогда были в другом положении, то мы были бы довольны и могли бы согрешить. Так что никто не счастлив там, где он находится…



≈ Игумен Никон Афонский

monastery.ru