• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
25 февраля 2024 года

Неделя о мытаре и фарисее


Жизнь всякого христианина и, в частности, жизнь монаха есть всегда жизнь покаяния, но особенное покаяние и мирянин, и монах испытывают в те периоды года, которые Церковь посвятила наибольшему погружению в Таинство покаяния и жизнь во Христе.  архимандрит Георгий (Капсанис)


Вспоминаю, как приснопамятный старец Макарий — ему было в ту пору около восьмидесяти лет — при приближении к Великому посту, когда начинают служить по Постной Триоди, приходил ко мне и с радостью говорил: «Геронда, наступает время благословенной Триоди».

Именно так и живет настоящий монах: он на своем опыте переживает период Постной Триоди, в который вступаем с сегодняшнего дня и мы с вами. И это потому, что он, будучи монахом, избрал жизнь покаяния, «понеже убо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния», как говорит 43-е правило Шестого Вселенского Собора.

Монах должен быть столпом, примером покаяния для всех людей, поэтому он и радуется, когда он вступает в период, особенно взращивающий дух покаяния. Жизнь всякого христианина и, в частности, жизнь монаха есть всегда жизнь покаяния, но особенное покаяние и мирянин, и монах испытывают в те периоды года, которые Церковь посвятила наибольшему погружению в Таинство покаяния и жизнь во Христе. Радуется монах и радуется христианин, живущий в миру, поскольку исполняется цель, ради которой он живет, ведь он живет для того, чтобы очиститься покаянием и соединиться со Христом. А значит, когда наступает то время, которое помогает ему в покаянии и в более полном единении со Христом, он испытывает радость. Всякая же другая радость преходяща и суетна. Радость покаяния и соединения со Христом постоянна и ненарушима. Наша святая Церковь с великой мудростью направляет нас как во всех делах, так и в деле покаяния.

Вскоре начнется сильнейшая битва, борьба со грехом, и Церковь покажет нам добродетели, которые мы должны стремиться достигнуть, поэтому она с самого начала сегодняшней притчей о мытаре и фарисее извещает нас о том, что более всего нам необходимо смирение.

Церковь нам говорит: «Если хочешь преуспеть в добродетелях, ради которых ты будешь подвизаться во время Постной Триоди и Великого поста, то знай, что ты не можешь стяжать никакой добродетели и никакого преуспеяния в духовной жизни, если не будешь иметь святого смирения. И в качестве примера она приводит нам смиренного мытаря.

Первые три недели Постной Триоди являются подготовительным периодом, а Великий пост — это период покаяния и возвращения ко Христу. Оба эти периода помогают нам подготовиться, чтобы достойно встретить Воскресшего Господа и ощутить силу, мир и радость Его воскресения.

Все мы знаем, что без смирения невозможна никакая добродетель. Я скажу три молитвы, которые говорим мы на Святой Горе, а также многие христиане в миру, и которые помогают нам стяжевать смирение.

Первая молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Мы не просто говорим «Господи Иисусе Христе», но добавляем «помилуй мя, грешного». Так вот, всякий раз, когда мы произносим эту молитву, мы вспоминаем о своей греховности, о своем недостоинстве и просим Христа о помиловании, потому что без милости Христовой мы не можем достичь спасения. То есть мы признаем свое падение, свою немощь и то, что мы — пропащие люди, достойные вечного мучения. Несмотря на все это, мы уповаем на милость и сострадание Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему мы взываем ко Христу о помиловании.

Вторая молитва: «Господи, даруй мне время для покаяния, укрепи волю мою в покаянии». Это тоже прекрасная молитва, потому что с ее помощью мы признаем, что нам еще предстоит подвизаться в покаянии. Может быть, мы что-то и сделали, но это совсем немного и недостаточно для спасения. Нужно подвизаться намного больше, и наше покаяние должно быть постоянным и глубоким.

Третья молитва: «Господи, просвети мою тьму». И она тоже помогает нам в смирении. Именно эту молитву говорил святой Григорий Палама, когда двадцатилетним юношей он пришел на Святую Гору Афон. Он взывал к Богу: «Господи Иисусе Христе, просвети мою тьму». Мы признаем, что у нас внутри есть тьма, но сколько тьмы, мы не знаем. Мы можем ощущать какие-то темные стороны нашего существования, нашей души, нашей жизни, но мы не знаем глубины и масштабов этой тьмы. Вот почему мы просим Христа открыть ее нам. Следовательно, всякий раз, когда мы с чувством произносим молитву «Господи Иисусе Христе, просвети мою тьму», мы признаем, что внутри нас есть неведомая нам тьма и мы просим Христа открыть ее нам, чтобы мы могли исправиться. Потому что бывает такое, что хотя мы и каемся, но наше покаяние не глубоко, и мы сами не знаем, насколько мы грешны, и мы тоже имеем о себе хорошее мнение, как и бедный фарисей. Он имел хорошее мнение о себе, потому что внешне он исполнял некоторые установления Ветхого Завета, но ему недоставало в душе глубины покаяния, ощущения своей греховности и осознания того, что все доброе существует в этом мире лишь по благодати Божией, а не благодаря человеческим стараниям и силам.

Да поможет нам всем, начиная с сегодняшнего дня, благодать Святаго Бога глубже осознать, что такое покаяние, и молитвенно испросить у Господа даровать нам глубокое и искреннее покаяние, открыть нам темные стороны нашей души, над которыми мы еще не поработали духовно, даровать нам благодать молитвы, потому что без молитвы не может происходить и не может быть успешной никакая борьба. А еще да подаст Он нам благодать любви, терпения, кротости и вообще всех святых добродетелей, в которых мы будем подвизаться во время сей благословенной Триоди и Святой и Великой Четыредесятницы.

По-отечески желаю вам всем много благодати Господней в этой борьбе, которую мы начинаем сегодня, по благословению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и святых покровителей нашего монастыря.



Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 13-18.

Перевод Трость Скорописца