Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших. О празднике. Проповедь
Второе воскресенье по Пятидесятнице – это “Неделя Всех Святых, в земле русской просиявших”. Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти “Всех Святых Новых Чудотворцев Российских”. Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
“1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.”
Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.
Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.
Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.
После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту “правку” ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский). Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой “Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим”. Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди (“Всех Святых”), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).
Тропарь русских святых
глас 8
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния,/ земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./ Тех молитвами в мире глубоце// Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Ин тропарь Всех русских святых
глас 4
Иерусалима Вышняго гражданы,/ от земли нашея возсиявшия/ и Богу во всяцем чину/ и всяким подвигом угодившия,/ приидите, воспоим, вернии:/ о всеблаженнии земли Российския заступницы,/ молитеся ко Господу,/ да помилует сию от гнева Своего,/ исцеляя сокрушение ея,/ и верныя люди Своя утешит.
Кондак Всех русских святых
глас 6
Предстателие страны нашей неусыпныя,/ ходатаи о нас ко Творцу непрестаннии,/ не презрите молений наших,/ но, предваряюще на помощь, яко сродницы наши,/ ускорите на молитву/ и потщитеся на умоление,/ предстательствующе присно о чтущих вас.
Кондак русских святых
глас 3
Днесь лик святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви/ и невидимо за ны молится Богу./ Ангели с ним славословят,/ и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют,/ о нас бо молят вси купно// Превечнаго Бога.
Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в Земле Российской просиявших
Показав в себе первый и великий плод Духа – любовь,
сбрось с себя угрюмость человека гневного,
прими же в сердце радость, мир с единодушными братьями,
ревность и попечительность о продолжении Церквей Господних.
(Святитель Василий Великий)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
СВЯТАЯ РУСЬ! Это имя подобно неугасимой лампаде в сердце нашего народа. Память о благочестивых предках, чья жизнь была хождением перед Господом, согревает душу народа православного верой и надеждой. Святая Русь! Сам облик древнерусского города говорил об устремлении его жителей не к земному, а к горнему. Невысоки, неказисты были домишки бедняков и даже хоромы купцов и князей, но над всем в красоте и благолепии возвышался храм Божий. По закону «Русской правды» ни одно строение в городе не могло быть выше церкви. И в жилище древнерусского человека самая лучшая, самая украшенная и богато убранная комната не предназначалась для чужих глаз, в нее не допускались посторонние, здесь стояли святые иконы, сюда хозяин со своей семьей приходил молиться Богу Всевышнему.
«Красным солнышком» назвал народ равноапостольного великого князя Владимира, потому что возжег он над окоемом отечества зарю веры Христовой. И сколько светильников духа воссияло на просторах российских! Кажется, нет духовного поприща, на котором не добивались бы венцов подвижники земли нашей. Их жития – кладези сокровищ Божественной благодати. Князья-мученики Борис и Глеб, указавшие пример истинно христианской кончины… Родоначальники русского монашества преподобные Антоний и Феодосий, преобразившие киевские пещеры в чертог Духа Святого… Всероссийский игумен Сергий Радонежский – ему изумлялись и в самом Царьграде, откуда пришла к нам вера: как такой светильник мог воссиять в краю новопросвещенном? Доблестные воины Христовы благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской… Облеченный в ризу небесного смирения преподобный Александр Свирский, удостоившийся видения Пресвятой Троицы… Мудрые устроители Церкви митрополиты Петр и Алексий… Спаситель отечества в годину Смутного времени священномученик Патриарх Ермоген… Христа ради юродивые, сиявшие святостью сквозь лохмотья одежд, – Василий Блаженный, Никола Салос, Ксения Петербургская… Духоносные богословы святители Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов)… Стяжатель Духа Святого преподобный старец Серафим Саровский, приветствовавший каждого приходившего к нему: «Радость моя, Христос воскресе!» Просветители народов святители Иннокентий Иркутский и Николай Японский… «Сладчайший батюшка» праведный Иоанн Кронштадтский, от чьих проповедей прозревали очи духовных слепцов и оживали окамененные сердца… Таковы были святые подвижники, цвет и венец Русской Православной Церкви.
Святая Русь – это имя вовсе не означало, что весь народ свят и непорочен. Российское общество порой страдало тягчайшими нравственными недугами, в истории отечества нашего много страшных вех, окрашенных кровью, отмеченных печатью греха и позора. Слова «Святая Русь» не были превознесением над другими народами, они означали лишь, что идеалом народной души было не богатство, мудрость, мирская слава, но святость. Из этого источника проистекали высшие проявления русского духа, из этого корня произрастало на Руси подвижничество во имя Христово. Идеал Святой Руси прикровенно жил в глубинах народной души и во времена Российской Империи, уповаем, что жив он и сейчас.
В нынешнем столетии Русская Православная Церковь воссияла новым светом – сиянием исповедничества и мученичества. Тысячи мужественных священнослужителей и мирян, ныне славящих Спасителя в Царстве Небесном, претерпели жестокие гонения и даже смерть за веру Христову. Накал богоборческого безумия, воцарившегося в стране, ослабел лишь в годы войны. Но Церковь Российская, с оковами на руках и ногах и с кляпом во рту, все же сумела соблюсти святость канонов и чистоту веры.
Только совершенно не знающий нашей жизни может говорить о каком-то благоволении к Церкви со стороны тоталитарного государства. Нас только терпели ради демонстрации остальному миру фальшивой гуманности и ложных свобод, терпели, ненавидя и всячески утесняя, обрекая Церковь на медленное угасание. Но силен Бог, не попустивший угаснуть светочу Церкви Российской.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Вы должны знать: гонения на Русскую Православную Церковь не прекратились, ныне они приобрели изощренное обличье наветов и клеветы, этим оружием в некоторых органах московской и зарубежной печати силы тьмы пытаются отвратить вас от Матери-Церкви, все эти тяжкие десятилетия остававшейся со своим народом, поруганной, но сохраняющей чистоту, распятой, но воскресающей. Замкните слух свой, возлюбленные, когда воздвигают на Святую Церковь хулы, да не впадете во искушение и не отпадете от вечного спасения. Да укрепимся мы в братолюбивом единстве молитвами всех святых, которых якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, Земля Российская приносит Ти, Господи. Аминь.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
|
|