Митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий о духовном трезвении во времена испытаний
В день памяти преподобного Сергия Радонежского - небесного покровителя митрополита Сергия Тернопольского и Кременецкого, публикуем подборку из фрагментов интервью и бесед Владыки.
Митрополит Сергий - один из самых авторитетных и почитаемых архипастырей Украинской Православной Церкви. Владыка с 1991 года возглавляет Тернопольскую кафедру на Западной Украине, постоянно подвергающуюся нападкам со стороны униатов, автокефалистов и раскольников и все это время призывает свою многострадальную паству к мужественному перенесению скорбей и исповедничеству, к любви и прощению.
…Как спасаться, спрашиваете? Взирая на Пастыреначальника Христа. Мы в своей жизни готовимся ко встрече с Ним в любых условиях. К Нему идем… Поэтому море бушует житейское, враг ищет, кого поглотить, а мы, забывая заднее, стремимся в горнее. Эти обстоятельства понуждают нас быть в духовном трезвении, понуждают нас, ленивых, на молитву, вынуждают нас искать помощи у Спасителя. И таким образом, обращаясь к Богу, укрепляемся в вере и начинаем понимать: оказывается, враг борется против нашего спасения, а мы об этом забываем, а он нам напоминает. И мы, переживая это непростое время, пытаемся спастись...
...Господь напоминает нам этими испытаниями тщетность надежды на мир, на князи человеческие, на богатство и другие мирские ценности. А мир нас постоянно обманывает, лукавит, хочет затянуть в бездну адскую. Поэтому мы взываем: «Господи, спаси! Господи, помилуй и прости нас, грешных!» И Господь помогает нам … Если возникли какие-то сложные ситуации, неразрешимые вопросы, прежде всего нужно помолиться и спросить себя: «А как в этом случае поступил бы Сам Господь наш Иисус Христос?» Будем помнить, что все в Его руках. Даются нам какие-то испытания, мелкие или глобальные, говорим: «Господи, дай силы пройти их, устоять, не пошатнуться в вере. Помоги ее сохранить!» Что бы мы ни делали, ни предпринимали, будет не так, как кому-то хочется, а так, как угодно Богу. А все испытания в нашей жизни посланы для нашего усердия и молитв.
...Когда мы впали в искушения и пребываем в них, приходит понимание, что самостоятельно не можем с этой ситуацией справиться. Тогда и призываем Бога на помощь. Так в искушении наша немощь познается. Лишний раз помолимся, причастимся – и осознаем, что уповать нужно не на человеческие силы, а на Божьи. Важно, чтобы каждое наше дыхание жизни было о Господе и в Господе...
…Ведь Господь нас слышит не тогда, когда мы сидим в покое и расслаблены, а когда мы действительно чувствуем беду, тревогу за свои святыни, тревогу о личном спасении. Тогда действительно вопль наш – из глубины души, из сердечного покаяния. Лишь с сердечным покаянием и надеждой на помощь и милость Божию возможно преодолеть все трудности. Господь слышит и помогает и утешает. И в этом мы видим чудо милости Божией, и за это благодарим Господа.
…Если мы обратимся к Господу, к Матери Божией, к Святой Церкви, то увидим, что в каждой строчке церковных молитв и песнопений есть все необходимое для нашего спасения. И если мы доверимся Господу, то непременно убедимся, что Он наше доверие не посрамит, а защитит от этого мира. Поможет этот мир не презирать, не ненавидеть, а сочувственно отнестись к нему, сочувственно сострадать людям, не знающим Бога, понимая, что они заблудились. И будем благодарить Бога, что Он выводит нас из ада этого мира и ставит на путь спасения. Этого мы желаем и людям в миру, которые заблуждаются, ищут Господа или не ищут Его. Желаем всем обрести путь Господа, путь спасения и жить полнотой жизни Святой Церкви. Тогда и в стране нашей наступит мир...
…Наша жизненная необходимость – молитвенное единение с Богом. Без этого нельзя спастись. Но в условиях неприязни, вражды молитва не творится … Господь пришел нас всех исцелить, объединить. Если мы разделяемся, то уже противопоставляем себя друг другу, – говорил архипастырь. – Если мы разделяемся по национальному признаку, то упраздняем заповеди Господни, слова апостола Павла о том, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, но все во Христе Иисусе. Потому что если мы здесь немирные друг с другом, как мы будем любить Бога? Как мы будем Ему служить? Что мы ответим, когда встанем пред Ним на Суде?
…Будем стараться поступать по правде Божией, с терпением, с молитвой, с любовью, и особой молитвой за тех, кто оступился, тех, кто поднял руку на святыню. Вот такой наш путь... Вот верное решение: мы не озлобились, мы не проклинаем, не ищем им кары Божией или смерти, мы отошли и молимся ... Ведь даже за раскольников следует молиться, чтобы Сам Господь спас их, неразумных. Все мы – дети Божии, и если мы имеем образ жизни детей Божиих – это лучше всякой проповеди вразумит, остановит и всем нам поможет...
...Молитва – это образ любви друг за друга. Молитва за всех ближних, близких и дальних, за любящих и ненавидящих нас. Эта молитва может все. Самое жестокое сердце она смягчит, доброе сердце – укрепит. Поэтому, сейчас это самое важное. ...Нужно единство в молитве, в единении благодатном с Богом. И в этом благодатном единении с Богом – быть в единении друг с другом и с народом Божиим в целом...
…Молитва к Богу всегда действенна. У нас сколько миллионов людей? Если бы каждый хотя бы по маленькой молитве произнес… То это, образно говоря, миллион молитвенных прошений. Обществу нужно к этому прислушаться … Раньше ведь так и было: случилось бедствие какое – люди говорили, что погрешили перед Богом, что надо каяться, крестный ход совершать, спешить в храмы на молитвы ... Люди оставляли всё и шли молиться, чувствовали опасность и чувствовали благодать Божию. Такая жизнь у нас тогда была - просто радость в испытаниях ... И тогда Господь уводил беду. Так и сейчас. Нужно искать избавления от вражеского пленения и тревог всяческих. Поэтому возрадуемся, что у нас есть время для молитвы и размышлений о жизни вечной...
...Мы стали мыслить слишком по-человечески. Автокефалия, реформы, изменения. Никто не думает о том, как нужно помолиться, как лучше покаяться ...Владыка Онуфрий призывает к молитве, но люди не всегда это слышат. Мне кажется, если бы он призывал совершить, например, какой-то человеческий поступок, думаю, его бы люди тут же услышали. К сожалению, люди зачастую видят лишь земное. Но Блаженнейший призывает к высшему, потому что молитва – самый надежный помощник. Для Бога нет невозможного, нет никаких ограничений, молитва и «невозможное делает возможным», как говорил свт. Иоанн Златоуст. Об этом всегда говорит Владыка...
...Главное дело для нас, священнослужителей, для христианина – это молитва. Но что делается? В газете написали статью – вот вы такие-сякие. Приносят: вот, Владыка, статья. Как нас оскорбляют, – давайте будем писать опровержение, защищаться. То есть мы завелись. Мы думаем, как отправить статью в другую газету, как обсуждать раскольников и клеймить их. Мы расстроены, не в себе, нет в нас мирного духа, и конечно нет уже Христа с нами. Мы готовы мстить, доказывать. А МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ МОЛИТВУ. И всё, что нас отвлекает от молитвы, должно нас настораживать ... Появилось что-то новое, нам непонятное. Становимся на молитву: "Господи, вразуми, помоги – угодно Тебе это или нет" – и успокаиваемся...
…Если нам даны испытания – значит, мы этого достойны. Если Господь нас немного «встряхивает», значит, мы далеко зашли, уклонились от Бога. Мы должны благодарить Его, что у нас есть время – золотое время для покаяния, для укрепления благочестия, веры, для укрепления истины Православия. Благодарность Богу – это доверие Богу, это самый легкий послушный путь. Если мы противимся – это уже непослушание. А так дождь – слава Богу! Солнце – слава Богу! В этом есть что-то такое, что нам не дано знать. Мы ведь не знаем, что нам лучше. Ведь сколько раз в нашей жизни мы что-то просили, не получали по просьбам нашим – и роптали. Проходило время, и мы понимали: как это хорошо, что не получилось то, о чем мы просили. Следует тянуться к Богу! Нужно поспешить, пока есть у нас драгоценное, спасительное время! Самое сложное – довериться Богу! И здесь наш ум должен прислушаться к нашей душе: ереси и расколы – они не от ума и не от сердца. А мы должны смиряться и надеяться на помощь Божию…
...Афонские и другие старцы говорят, что нужно находить время уединяться, УХОДИТЬ ВНУТРЬ СЕБЯ ДЛЯ МОЛИТВЫ. Иначе – не устоим. Вот о чём нужно нам стараться сейчас, усердствовать. Покаяние, благочестивая жизнь и молитва...
...Мы переживаем спасительное, благодатное время. Господь даёт нам возможность свободно помолиться, соприкоснуться со святыней, изучать духовную литературу. Больше уже нечего давать. И надо приобретать всё, что нам щедро посылается Господом. Не нужно расслабляться - долго это время не продлится. Придёт пора, когда всё, что мы собрали, или сгорит, или устоит. И поэтому мы должны чаще общаться друг с другом, учиться стоянию в вере у духовных людей, у новомучеников и исповедников. И очень важно сейчас, чтобы нас не увлекали в сторону, не отвлекали от Христа. Не стоит отвлекаться на праздные разговоры, размышления, на тщетные человеческие попытки спасти Церковь. Не мы спасаем Церковь - Христос спасает Церковь. А мы должны спасаться и жить в Церкви. МЫ ПРИЗВАНЫ ДЛЯ МОЛИТВЫ...
источник: "Иное житие"