• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
13 апреля 2020 года

Мы знаем, что сейчас с нами Бог

Как некогда у учеников Христа, так и у нас теперь возникает желание понять христианство в целом и Евангелие в частности очень по-мирски, по-земному. Апостолы Иаков и Иоанн, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, просят у Христа очень простых и понятных всем нам вещей - успеха, славы, хорошего места в иерархии грядущего Царства. Для этого они готовы даже пойти на некоторые жертвы и поступиться временными удобствами. 

Так и нам порой очень хочется ощутить некоторую защиту от бед и скорбей, обрушившихся на нас. Даже будучи людьми глубоко верующими, церковными, мы с трудом избегаем искушения оценить неудачи других с позиции их религиозного неблагочестия. А свои достижения рассматриваем порой как результат собственного духовного подвига. И порой это приводит нас к глубокому кризису веры, когда что-то в этом привычном нам потоке вещей не срабатывает, когда несмотря на все молитвы, мы продолжаем болеть, когда несмотря на всё наше благочестие и подвиг наши родные и близкие не прекращают страдать. Если мы свое положение и свои успехи начинаем мыслить как результат нашей праведности и правильности, это может завести нас в духовный тупик. Такой настрой мышления может привести нас к неутешительным выводам и подвигнуть к опасным решениям.

Господь не обещает нам, христианам, никаких прагматических благ. Напротив, путь к Нему чаще всего лежит через катастрофы и страдания, через боль внутреннюю и внешнюю. Господь не обещает нам благополучия, даже взамен на некоторые наши самоограничения. Мы должны помнить и отдавать себе отчет в том, что христианство - это не о том, как добиться успеха и избежать невзгод, а о том, как достигнуть Царствия Небесного. 

Хотя в каждом из нас живет какая-то сила, которая жаждет благ: здоровья, полноты дней, почета и социальной устроенности, - чаще всего все мы сталкиваемся с глухой стеной реальности и действительности мира вокруг. Если посмотреть на окружающий нас мир трезво, то мы обязательно заметим, что в мире много надежд и мечтаний, много упования, но мало исполнения. Мы ждем богатырского здоровья, но болеем. Мы хотим жить вечно, но умираем. Мы помним жизнь праведного Иова, который больше каждого из нас заслужил награду жизни мирной. Но мы помним, что сказал ему Господь, когда тот спрашивал, за что ему даны такие скорби: Я буду спрашивать тебя и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь (Иов. 38:3-4).

Мы помним, как апостол Павел вопиял Богу из болезни, просил отнять от него жало в плоть. Очевидно, что апостол Павел страдал от своей болезни. И очевидно, что он был праведен и молился изо всех сил. И он, конечно, надеялся, что Господь услышит его просьбы. Но у Господа были другие планы относительно Павла. Он подарил ему нечто большее, чем то, о чем просил апостол: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Многие надеются найти в религии то, что не смогли найти в окружающем мире, а именно исполнение своих чаяний, желаний, мечтаний, надежд. Или, как говорят сегодня некоторые, религия, вера, Церковь - нужны для того, чтобы успокаивать людей во время проблем. И отчасти, по-человечески, мы все так к этому относимся. Но если сравнить уровень нашего отношения к христианству с Евангелием, то мы увидим, что Господь как раз говорит об обратном. Он пришел, чтобы дать надежду на всеобщее воскресение, а не пообещать людям временное избавление от страданий. Он не обещает, что мы не будем болеть. Он не обещает, что мы не будем умирать. Но Он дает нам надежду на будущее всеобщее воскресение и участь в Его Царствии, которое не от мира сего.

Другие считают, что вера должна делать человека счастливым. Что любая религия для того и нужна, чтобы каждый мог стать счастливым. Но разве это видим мы на страницах Евангелия, когда взираем на распятого Господа Иисуса, Который отдает дух с воплем к Своему Отцу: «Боже Мой, почему Ты Меня оставил?». Счастье может пообещать, разве что, язычество, но никак не христианство. Довольно тебе благодати Моей, - говорит нам Господь. Не счастье, не избавление от страданий, но благодать. 

Апостолы в свое время ждали от Спасителя устроенности и почетного места в иерархии Царства. Но Господь дал им иное. Почти все они завершили жизнь свою мученически, в скитаниях по миру, в лишениях ради проповеди Евангелия. Хотя они и жили благочестиво, и сделали для проповеди Слова Божьего очень много, но мы не видим земной награды, признания и почестей от современников. Только благодать от Господа.

Мы не понимаем того, что происходит в мире. «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои» (Ис. 55:8), - говорит Господь. Мы не знаем, в чем наше благо. Мы знаем только одно. Бог хочет для нас самого лучшего, что бы ни произошло. И иногда это лучшее совершается через боль. Но как бы больно не было, Он будет сопровождать нас Своею благодатью. Там, где человек становится малым, слабым, больным - Бог являет Свою благодать и славу. Это всё, что мы знаем. 

А еще мы знаем, что сейчас с нами Бог, раз мир вокруг сгустил краски отчаяния. За самой темной темнотой ночи обязательно начинается рассвет. Где находятся люди слабые и смиренные - там присутствует Бог. Там, где немощь - там благодать. А где человек хочет быть значительным и сильным - Бога меньше всего. Нам, христианам, меньше всего стоит полагаться на исполнение своих желаний и достижение счастья в этой жизни. Мы последователи Христа, а Он, будучи самым праведным из нас, не избежал самых ужасных страданий и самой позорной смерти. Когда мы слабы - Бог с нами. Об этом мы должны помнить. Когда мы становимся последними - мы становимся первыми. 

Только тогда, когда мы наиболее слабы и немощны: в болезнях, обидах, нуждах, гонениях и притеснениях, - только тогда мы сильны (2 Кор. 12:10), потому что благодать Божия с нами именно во время испытаний. То есть сейчас.



Архиепископ Верейский Амвросий

monastery.ru