• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
11 июля 2020 года

Мысли старца Софрония (Сахарова) о молитве и монашеской жизни

11 июля 1993 года - день преставления архимандрита Софрония (Сахарова), ученика и жизнеописателя преподобного Силуана Афонского, основателя монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, в Англии.

В 2019 году старец Софроний был причислен к лику святых Константинопольской Православной Церковью.


Краткие наставления старца Софрония

 О молитве

«...Заповеди Божий есть образ Божественной жизни. Потому человек не может хранить полноту заповедей Божиих и нуждается в благодати и молитве. Иногда человек исполняет заповеди Божии, живет образ распятого Христа и ощущает благодать Божию без молитвы, либо молится от любви. Непрестанная молитва не есть самоцель, ибо тогда она может совершаться механически, формально. Наша цель – общение с Богом, и молитва есть один из путей к достижению ее». 

«...Сердце, горящее желанием к молитве, но неспособное молиться по той или иной причине, подобно потухшему вулкану».

«...Когда кто молится по-своему и встречает различные препятствия, так что в какой-то момент уже не может молиться, как прежде, по вдохновению ему может открыться иной путь и другой образ молитвы, и человек приобретет еще большее познание Бога».

«...Пять минут молитвы, с болью во всем теле, гораздо ценнее, чем молитва в течение целой ночи в телесном комфорте».

«...Молитва «Тебе единому согрешихом, но Тебе единому и покланяемся» имеет большое богословское значение: мы почитаем Бога, но не в состоянии жить с Ним, подобно тому как мы не можем смотреть в зеркало, которое открывает наше духовное уродство. Так человек возрастает духовно, познавая «глубину и высоту».

«...Западные христиане понуждают себя молиться, и от этого понуждения у них возникает давление в мозгу. Православные молятся с легкостью, потому что молитва творится с благодатью, которой изобилует Православие».

«...Один католик спросил меня, почему мы, православные, часто повторяем молитву. Я ответил ему: «Мы повторяем ее, потому что слишком медлительно воспринимаем и не усваиваем ее. Но зато когда усвоим, то не забудем уже никогда».

«...Долгие службы обычно затрудняют внутреннюю молитву. Старец Силуан однажды после великой всенощной сказал: «Осла-то (т. е. тело) мы убили, а ничего не достигли». В духовном возрастании помогает не столько пост, сколько молитва, и особенно внутренняя молитва с плачем. Часто долгий и безрассудный пост препятствует молитве».

«...Когда человек молится сердечно, в какой-то момент ему дается слово. Оно порождает и другие слова. Ум человека открывается, и он постигает смысл всего Священного Писания. Всякое слово откровения заключает в себе весь смысл Священного Писания».

«...Умная молитва помогает погрузиться в глубину нашего бытия, найти «глубокое сердце», откуда начинается глубокое покаяние. Сердце тогда становится тонко-восприимчивым. Через Божественную литургию мы осознаем всю трагедию человечества и молимся за страдающее человечество. Мы живем молитву Христа в Гефсиманском саду и Его распятие на Голгофе. Божественная литургия помогает нам жить все человечество в молитве об усопших и о грешниках. «Дух» Божественной литургии есть «дух» жертвенной любви, глубина самоумаления Христа, молитва Христа в Гефсиманском саду, которой нам надлежит молиться».

«...Преуспеяние в молитве бывает, когда молитвенный ум найдет, где находится глубокое сердце, и человек чувствует его. Это есть начало всякого преуспеяния в молитве. Единение ума и сердца происходит действием Святого Духа, и свидетельство тому – слезы, изливающиеся непрестанно. Благодаря слезам и плачу сердце весьма утончается».

«...Во время молитвы вниманием и умом нужно сосредоточиваться в глубоком сердце. По отцам Церкви, сначала сердце ощущает благодать Божию, и затем сей опыт выражается через рассудок. Во время молитвы нужно чувствовать сердечную теплоту. Отсутствие Божественной благодати распознается по холодности, равнодушию сердца. Полезно читать или молиться, чтобы чувствовать теплоту и движение сердца. Но это должно происходить постепенно, иначе слабые и неопытные сердца могут заболеть телесно. Тогда человек перестает молиться и молитва действует иначе. Но для крепкого сердца рекомендуется пребывать умом в сердце во все время молитвы. Погружению ума в сердце могут способствовать и дыхательные делания, однако предпочтительнее – через покаяние. Сердечная боль в таких случаях есть самая здоровая и естественная».

«...Ум, погружаясь в сердце, нисходит туда не весь, оставляя вне сердца некий малый «избыток». Этот «избыток» может заниматься иными предметами, но при этом ум не выходит из сердца. Например, во время Божественной литургии мы можем молиться сердцем, ощущая его теплоту, и в то же время говорить с диаконом или сослужащим иереем о вопросах Типикона, не отрывая при этом ума от молитвы в сердце. Однако, растекаясь в многоразличных попечениях, сей «избыток» может увлечь за собой весь ум, вырвав его из сердца. Потому подвижник и перебирает четки во время умной молитвы, чтобы «избыток» был занят молитвой, не отвлекаясь на иные предметы».

«...Нужно непрестанно молиться, даже когда мы в пути. Надо говорить: «Господи Иисусе Христе, спаси мир Твой и меня». Также утром и вечером следует немного помолиться так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но не нужно определять заранее продолжительность молитвы, чтобы избежать привыкания. Должно молиться соразмерно со своим рвением, желанием и вдохновением. Тогда и продолжительность молитвы будет расти с каждым днем». 

«...При повторении молитвы обнаруживаются все наши страсти: чтобы оторвать наш ум от молитвы, диавол ведет брань с нами через наши слабости. Молитва вызывает бурю искушений и прилогов от диавола, который стремится отвратить ум от молитвы. Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».

«...Нам следует молиться утром, чтобы Бог наставлял нас в ответах на предстоящие нам вопросы и в решении возникающих в тот день проблем, ибо без благодати Божией ничего не получится. Затем должно изучать Святое Писание и книги святых отцов».

«...Лекарства могут помочь телу, поврежденному многоразличными недугами, но исцеление придет через возрождение человека Божией благодатью. Душевные же раны исцеляются молитвой».

«...Иногда чтение сочинений святых отцов затрудняет духовную жизнь. Например, христианин, обладая духовным опытом, прочитает какую-нибудь святоотеческую книгу и начинает анализировать самого себя, стараясь определить свой уровень в соответствии с той мерой духовной жизни, о которой он читал. Таким образом, «шуйца» губит плод «десницы», узнав дела ее. В духовной жизни необходима большая простота. Неграмотные старушки шепчут молитвы Богу, имея лицо ребенка, а образованные заняты размышлениями, и лица их исполнены тревоги и дикости ... Интеллектуал после двух недель молитвы и недели изучения святых отцов может написать целую книгу о молитве и думать, что стяжал молитву».

«...Психологическое состояние необходимо преобразовать в духовное, в слезы. Существует некий способ, о котором должно знать христианину. Например, можем мы впасть в искушение, когда другие нас презирают или несправедливо обижают: сердце огорчается от этого, и в нем рождаются различные помыслы, которые отравляют всю нашу жизнь. Тогда же сразу прекращается и молитва ...Чтобы исцелиться, нам нужно применить следующий метод: мы оставляем злотворящего нам брата и развиваем диалог с Богом, молясь: «Боже мой, я виноват. Я недостоин того, чтобы люди любили меня...» Тогда приходит покаяние и слезы, которые излечивают негативные психологические переживания, превращая их в духовные. Это мы видим в жизни Христа. Апостол Петр стал прекословить Христу, когда Тот возжелал взойти на крест, но Христос [в тот момент] был обращен лицом к Иерусалиму, к Голгофе. Распинающие искушали Его, но Он обращался умом к воле Божией и молился Отцу Своему. Он во всем вел диалог не с людьми, а с Богом Отцом. Также и мы оздоровляемся и исцеляемся. Это особый способ брани – прибегать во всем к Богу».

«...«Добротолюбие» мало говорит о технике молитвы, но много об атмосфере молитвы и об исполнении Христовых заповедей. Некоторые западные богословы переводят только те места «Добротолюбия», где говорится о технической стороне молитвы, и представляют ее как христианскую йогу. Это утверждение ошибочно».

«...Память смертная, как говорили о ней святые отцы и как они переживали ее, не есть некое внешнее знание того, что в какой-то момент предстоит умереть: так чувствуют и пожилые люди, которые часто говорят о смерти. Память смертная есть духовное состояние, ощущение внутренней смерти. Человек ощущает внутреннюю пустоту без благодати Божией и чувствует, как им владеют страсти. Он знает, что Бог есть Бог живых, но видит себя духовно мертвым, потеряв Бога. Это переживают западные христиане, когда говорят, что Бог умер. Но не Бог умер, а человек умер для Бога ... Человек, по благодати созерцая свою внутреннюю смерть, видит смертность всего творения. Он все ощущает мертвым, умершим, везде видит смерть. Это причиняет человеку глубокую боль, он предается плачу и ищет жизнь, Бога живого, свое воскресение. Это состояние – духовный дар и явление, рождающее молитву».

 О монашестве 

«...Не следует добиваться священства, но можно и нужно искать монашеской схимы, ибо монашество есть стремление к покаянию».

«...Если [мирские] люди, заботясь о спасении, достигают его, как возможно монахам не спастись, если спасение у них – главная цель?»

«...Родители монахов понимают пользу от посвящения их детей Богу в час своей смерти».

«...Чрез жизнь и подвиг в монастыре стяжавается опыт, который позволит затем монаху жить в пустыне. Без сего жизнь в пустыне невозможна. Если монах уйдет в пустыню, мучимый еще помыслом против брата, то сей помысл никогда не оставит его».

«...Западные люди не знают тайны богооставленности, путей Божиих, поэтому и впадают в уныние. В жизни православных монахов тайна богооставленности и истощания постоянно повторяется, и они знают сию тайну и как к ней относиться. Истощание, если человек может его понести, ведет к славе». 

«...Когда я стал монахом, самым большим искушением в моей жизни было оставить искусство, ибо я думал искусством достичь вечности. Однако вечное достигается молитвой и отречением от интеллектуального богатства и, главным образом, чрез созерцание Бога». 

«...Если монаха занимает культура, то из этого видно, что он не живет покаянием. Если бы он имел покаяние, то все его прежние занятия и культура остались бы позади пред лицом благодати Божией». 

«...Непозволительны монаху слезы о таких вещах человеческой жизни, как смерть или лишения. Хорошо, когда монах плачет о своих грехах. Но и тогда да не исследует он причину слез, ибо это может породить в нем некую гордость и тщеславие. Одного смирения достаточно, чтобы спастись, и одной гордости, чтобы погибнуть». 

«...Для преуспеяния монастыря необходимо иметь или рассудительного духовника, или хороший устав и организацию, иначе монастырь превращается в цыганский табор». 

«...Духовное девство имеет величайшую ценность: оно есть исполнение заповедей Христа, когда ум человека прилепляется к Богу молитвой. Обрести ее могут все: и женатые, и неженатые. Жалкое явление – монахи, которые не стяжали девства духовного: они не продолжают ни свой род физически, ни свое существование в раю ... Девственность духа излечивает и утраченную девственность тела. Авва Зосима, обладавший духовной и телесной чистотой, поклонился преподобной Марии Египетской, которая в юные годы была блудницей. Однако духовная чистота, которую обрела преподобная Мария Египетская, исцелила ее всецело». 

«...Хранение девства связано с послушанием. Если монах живет вместе со своей матерью и сестрой, он не защищен от искушений. Если же он имеет благословение своего старца и оказывает ему послушание, то искушения преодолеваются». 

«...Исполнение заповедей Христовых требуется от всех христиан. Монашеская жизнь есть лишь практический метод, который помогает совершеннее исполнять Христовы заповеди. Поэтому мы проповедуем не монашество, а христианство». 

«...Свидетельством преуспеяния как в монашеской жизни, так и в христианской вообще является достижение человеком «полноты возраста Христа». 

«...В мире осталось мало монахов. Все – против нас, потому нам нужно иметь любовь между собой». 



Записано митрополитом Навпактским и Свято-Власиевским Иерофеем (Влахосом) во время поездок в монастырь Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.

Иное житие