Великое дело — монашеская жизнь! Весьма великое. Великая, высокая жизнь, Божественная жизнь, поэтическая жизнь. Это изумительная жизнь. Монах может жить на земле, но путешествовать среди звезд, в безграничном пространстве. Он живет в Боге, на небе, проводит исключительную жизнь. Эту жизнь называют ангельской, и она действительно ангельская. Она действительно такова.
Но чтобы проводить эту жизнь правильно, монах должен иметь монашескоесознание. Этого он достигает обращением всего себя к Богу и поставленной цели. Монах живет в молчании, умной молитве, подвиге и послушании. Он должен умереть для всего, чтобы жить во Христе. Он просыпается с горячим желанием служить Богу, исполняет свое правило, спешит на службу, на послушание. Одна у него забота — как угодить Богу, как послужить Ему, как прославить имя Божие. У него всегда на уме обеты Триединому Богу, данные им при Пострижении в монашество. Поэтому он часто со вниманием читает последование монашеского пострига. Он не нарушает порядка, установленного в монастыре, хранит все правила.
Чтобы преуспеть в монастыре, нужно подвизаться без принуждения от кого-либо. Все должно быть с радостью и желанием, а не по принуждению. Монах — это не тот, кто принуждается делать что-то механически и из-за страха. Что бы он ни делал, он делает лишь только по любви к Небесному Жениху, делает по Божественной любви, а не потому, что вкладывает в свой ум память об аде или смерти. Монашество должно быть не отрицательным уходом, а бегством к Божественной любви, Божественному поклонению.
Все таинство заключается в молитве, в самоотдаче, в любви ко Христу. Монашеская жизнь — жизнь благодатная. Монах должен услаждаться молитвой, испытывать влечение Божественной любви. Он не может устоять в монашестве, если не усладится молитвой. Если этого не произойдет, то все, он не сможет усидеть в монастыре.
Но в монастыре вместе с молитвой его удерживает еще труд и рукоделие. Работа и молитва — это не разные вещи. Труд не препятствует молитве, наоборот, укрепляет ее и делает ее лучше. Это вопрос любви. Труд — это как молитва, как поклоны. Труд — это благословение. Поэтому мы и видим, что Своих учеников и пророков Христос призвал в тот час, когда они трудились, например, когда они ловили рыбу или пасли овец.
Радость монаха заключается в том, чтобы войти в любовь Божию, в Церковь, в Святую Троицу, во Христа. Он соединяется со Христом, взыгрывает его сердце, исполняется благодати. Христос — его радость, его воодушевление, его надежда, его любовь. Что вам сказать?! Я по благодати Божией уехал туда, на Святую Гору… Какая жизнь, какая любовь, какое благоговение, какая жажда, какое послушание, какая молитва! Как мы жили друг другом, с улыбкой и любовью! О, небесное жительство!
Подвижник, уходящий в пустыню, жертвует всем, и своим покоем, лишь бы достичь некоторым образом чувства благодати Божией, быть согретым Христом, в объятиях Христовых, соединиться, почувствовать содружество с Богом, единство с Ним, стать единым с другими людьми, как Святая Троица, как три Лица Святой Троицы, Которые едины. Так он уходит из этого мира без разочарования. Живет там, страдает, но не убегает отчаянным из мира. Он уходит весьма утешенным и в окружении великих товарищей. Его сообщество — это вся природа, и птицы, и звери, и все святые, мученики и ангелы. А главное, вместе с ним — это Богородица со Своим Сыном.
Старец Порфирий Кавсокаливит. «Житие и слова».