• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
26 октября 2018 года

Моздокская Иверская икона - апостол Кавказа

В праздник Преполовения Пятидесятницы совершается память чудотворной иконы Иверской Моздокской, написанной по повелению святой царицы Тамары для осетинского народа. На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл ее святитель Игнатий Брянчанинов, служила главным связующим звеном между горными народами Кавказа и Православием. 

В 2018 году сестры Стефано-Махрищской обители совершили паломничество в Республику Северная Осетия - Алания и посетили древний храм в Куртатинском ущелье, в котором с XII по XVIII хранилась главная святыня Алании.



Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара. В конце XII — начале XIII веков в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии.

С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.

Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии.

Созидая святые храмы, царица Тамара не жалела средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви Осетии церковной утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, кроме Осетии, о ней знала вся Грузия.

Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский и грузинский языки и все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Вот что пишет грузинский летописец, современник Тамары, об осетинах: «Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ.  Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших».

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви.

Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю.

В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар осетины пережили очень трудные в своей судьбе времена и были на грани полного уничтожения иноплеменниками.

В отсутствии духовенства христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями. Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню — икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, и свет этот не переставал сиять всю ночь.

Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но, несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий Токаов, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. Позже, в 1797 году, для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С тех давних пор ежегодно, с Пасхи до Успения Богородицы, совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области.

Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов так писал своему брату Петру, занимавшему в то время пост ставропольского губернатора: «Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными.

Многие магометане, пораженные чудесами, совершающимися при иконе, питают доверие и к христианству. Икона — апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Перед святыней коленопреклоненно молился последний Российский Император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он, возвращаясь с турецкой границы, посетил Владикавказ.

Специально по этому случаю в Михаило-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память Императору была подарена копия иконы Богородицы. Царя очень тронул неподдельный патриотический прием осетин. В годы разгула воинствующего атеизма и богоборчества потери, понесенные Православной Церковью, были велики и трагичны. В 30-х годах XX века исчезла и Иверская-Моздокская икона Божией Матери.

Монахи святой Аланской обители верят, что в свое время чудотворная икона — Апостол Кавказа, вернется в Куртатинское ущелье — удел Пресвятой Богородицы.

Аланский Успенский мужской монастырь — православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная и самая южная Православная обитель на территории России. 

Первыми насельниками обители стали осетины, духовно окормлявшиеся у старца архимандрита Ипполита (Халина) в Свято-Никольском монастыре г. Рыльска. По благословению старца Ипполита они прибыли в город Беслан, где в 2002 году был учрежден монастырь.

Со временем обитель была перемещена в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус. Новый монастырь строился в трех километрах от храма, в котором шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери.

 В монастыре по древним образцам был возведен новый большой храм во имя Иверской Моздокской иконы Пресвятой Богородицы. 



Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви

В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие.

В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре.

Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии.

В конце прошедшего столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом - более политическим, нежели религиозным - в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними - держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам.

Но они так, как и все горцы, не сделались настоящими магометанами. Алкоран им неизвестен, по незнанию горцами арабского языка, на котором написан алкоран. Перевода на татарский горцы не имеют. Неизвестен он самим муллам горцев - они считают его недоступною, высшей мудрости книгою. Магометанство горцев заключается в соблюдении некоторых наружных магометанских обрядов. Они склонились к некоторым верованиям, внушенным им миссионерами. Большая часть понятий прежней неопределенной религии, в которой доселе видны признаки христианства, осталась при них. Главнейшею заботою миссионеров было внушать горцам, что их единственный законный государь есть турецкий султан.

В смутное время в религиозном отношении, то есть во время проповеди магометанства между горцами в конце прошедшего столетия, икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов - сохранила верными посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить чрез Терек и селиться близ Моздока. Вследствие приглашения в 1793 году партия горцев накануне преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божией Матери.

Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес ее в собор, предполагая здесь предоставить почетное место иконе. Но Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе (так называется двухколесная телега горцев).

Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте. Впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Икона имеет один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками. Но моздокские осетины утверждают, что она покрылась копотию во время вышеупомянутых пожаров в ущелии Карталинском. Черты лица Божией Матери на иконе строгие, характер письма грузинский. Иконописец царицы Тамары, говорит предание, приуготовлялся к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневными молитвами.

В настоящее время при Успенской церкви имеется прихожан 2243 мужеского и 2155 лиц женского пола. Из них осетин и черкесов - 1238 лиц мужеского и 1153 лица женского пола. Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность, с которою должно обращаться весьма осторожно и благоразумно, по пылкости, решительности и невежеству азиатов. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями. Нужно, чтоб и человеки оказывали усилия, им свойственные, к святому делу просвещения горцев светом Христовым.



источник: "Аланский Свято-Успенский мужской монастырь"