История почитания преподобного Серафима Саровского в Стефано-Махрищском монастыре началась в XIX веке, связана она с именем иеромонаха Георгия (Иванова), бывшего строителем обители с 1843 по 1850-й год.
В 1844 г. были опубликованы «Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской пустыни и затворника, извлеченные из записок ученика его». Имя автора этого сочинения стало известно только после публикации писем святителя Филарета (Дроздова) к преподобному Антонию (Медведеву) в 1877 – 1884 годы. Им оказался бывший насельник Саровской пустыни иеромонах Георгий (в миру – Гурий Иванов; 1797 – 1866 гг.), который с апреля 1841 года подвизался в Спасо-Вифанском монастыре, расположенном неподалеку от Троице-Сергиевой лавры, где им и была составлена рукопись, повествующая о жизни лично известного ему старца Серафима Саровского. Вскоре после составления этой рукописи отец Георгий становится строителем Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
В письме архимандриту Антонию от 14 мая 1843 года митрополит Филарет говорит: «Если Бог устроит, чтобы отец Георгий принял попечение о Махре – надеюсь, что сие будет с пользою».
Указом от 3 июня 1843 года строителем Махрищского монастыря, в котором в то время числилось 4 иеромонаха, 4 иеродиакона, 6 монахов и 29 послушников, был назначен иеромонах Георгий (Иванов). Отец Георгий управлял Махрищской обителью в течение семи лет.
Сохранились сведения об упорядочении им духовной жизни монастыря: богослужение стало совершаться по уставу Саровской пустыни. Не осталась без внимания отца Георгия и внешняя жизнь обители. В 1847 году он обратился в учрежденный собор Троице-Сергиевой лавры с просьбой о сооружении напротив Стефановского храма новой отдельно стоящей колокольни, во втором ярусе которой строитель хотел устроить храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - в память о первом храме Саровской пустыни, в которой начинался его монашеский путь. Однако собор в лице архимандрита Антония (Медведева) ответил на это прошение отказом, признав предполагаемый проект постройки «не сообразным старой архитектуре церковной».
В 1848 году трудами строителя и братии был обновлен пришедший в ветхость главный храм Махрищской обители в честь Живоначальной Троицы. С западной его стороны была разобрана старая паперть и на ее месте сделана двухэтажная каменная пристройка, в верхнем этаже которой разместилась ризная, а в нижнем – библиотека. Заменены были и иконостасы храма.
В 1850 году иеромонах Георгий был снят с должности строителя Махрищского монастыря и возвращен в Спасо-Вифанскую обитель. С января 1851 года он стал насельником Успенской Золотниковской пустыни Владимирской епархии, а в 1853 году был назначен игуменом Николо-Борковской пустыни Владимирской епархии, где подвизался до своей кончины, последовавшей 12 июня 1866 года.
Стефано-Махрищский монастырь, гравюра, XIX в.
|
В истории Махрищского монастыря следует отметить один малоизвестный факт, свидетельствующий о небесном предстательстве преподобного Серафима Саровского за нашу обитель. В 1905 году московский купец Николай Алексеевич Мышлецов пожелал устроить при монастырской трапезной, построенной в 1873 году, алтарь с посвящением в честь преподобного Серафима Саровского. Строитель монастыря иеромонах Олимпий обратился в Учрежденный собор Троице-Сергиевой лавры с просьбой об устройстве новой трапезной церкви. Однако собор ответил отказом, объяснив это тем, что существовавшие в обители храмы вполне удовлетворяют потребности монашествующих и богомольцев. И хотя храму во имя преподобного Серафима не суждено было появиться в Махрищском монастыре, небесное покровительство этого избранника Божией Матери зримо проявилось в новейшей истории обители.
После закрытия монастыря богоборческой властью в 1923 году прошло 70 лет, в течение которых два главных храма обители – в честь Живоначальной Троицы и во имя преподобного Стефана – были разрушены до основания. Надвратный храм во имя преподобного Сергия Радонежского пострадал до неузнаваемости, находился в полуразрушенном состоянии. И только храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, построенный в 1806 году по благословению митрополита Платона (Левшина), оставался наиболее уцелевшим в те годы, когда на территории монастыря размещались детский дом, дом отдыха Академии наук, а с 1989 года – пионерский лагерь Мурманского отдела народного образования. В этом храме, использовавшемся в безбожные годы в качестве спортивного зала, начали совершать богослужения поселившиеся в обители в 1993 году первые насельницы возродившегося уже как женский Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря во главе с монахиней Елисаветой, ставшей вскоре настоятельницей монастыря.
Первым священником монастыря стал игумен Порфирий (Клименко), начинавший свой монашеский путь в 1977 году в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Будучи насельником лавры, отец Порфирий получил в дар от архимандрита Георгия (Тертышникова) икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, написанную к прославлению Саровского старца в 1903 году.
Дальнейшая история образа записана со слов игумена Порфирия.
Начав свое служение в Махрищском монастыре, отец Порфирий передал икону прп. Серафима сестрам, и она была помещена в храме в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, став первым особо чтимым образом возрождавшегося монастыря. Через некоторое время сестры стали замечать, что от иконы ощущается тонкое благоухание, а осенью 1994 года на ней было обнаружено миро в виде капелек. Вновь капельки мира появились на иконе в 1995 году.
14 ноября 1996 года, в день памяти святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, в обители совершалась закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма во имя преподобного Стефана Махрищского. В этом торжественном событии принимали участие Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), игумен Порфирий (Клименко) и представители концерна «Росэнергоатом» во главе с его президентом Эрастом Николаевичем Поздышевым. В этот день из иконы преподобного Серафима миро истекло тоненькой струйкой, и одновременно на стекле киота иконы запечатлелось изображение Саровского старца, состоящее из мельчайших капелек мира! Это необычайное явление удалось зафиксировать с помощью фотокамеры, но, к сожалению, стекло киота с проступившим на нем изображением преподобного Серафима по неосторожности было разбито. Однако через некоторое время на новом стекле киота опять появилось изображение Саровского старца! Специально проведенная экспертиза подтвердила, что это изображение действительно состоит из мира.
25 ноября 1997 года воссозданный за год храм во имя преподобного Стефана Махрищского был освящен приехавшим в удаленное от больших дорог село Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор в этом храме стали совершаться почти все богослужения и прославленную мироточением икону преподобного Серафима поместили в нем. Неоднократно сестры обители замечали, что от этого образа исходит тонкое благоухание, а запечатленный на стекле киота образ преподобного Серафима в виде легкой дымки можно увидеть и в настоящее время. Так преподобный Серафим, еще при своей земной жизни являвшийся покровителем женского монашества, зримо явил и в наше время свое Небесное предстательство за подвизающихся в монашеской жизни насельниц Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!