• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
24 марта 2024 года

Кипрская Стромынская икона


В Неделю Православия совершается празднование Кипрской иконе Божией Матери, что в храме подмосковного села Стромынь, на месте древнего Успенского монастыря. Братия упраздненной в XVIII веке Стромынской обители была переведена в Стефано-Махрищский монастырь.


В Ногинском районе на границе с Владимирской областью находится село Стромынь с большой Успенской церковью. В древности здесь проходила дорога Стромынка, соединявшая Москву с Суздалем и Владимиром. В XIV веке преподобный Сергий Радонежский основал здесь Стромынский Дубенский Успенский монастырь, однако при Петре I обитель упразднили и превратили в обычный приход.

В Успенской церкви Стромыни хранятся  две святыни: мощи преподобного игумена Саввы Стромынского и старинная икона Кипрской Божией Матери.

Кипрская икона Божией Матери почитается в Стромыни с середины XIX века. Богородица изображена здесь сидящей на троне с младенцем Иисусом на коленях. По обе стороны трона стоят ангелы с ветвями в руках.

В 1783 году икона помещалась в деревянной Никольской церкви села Стромынь за левым клиросом, а в 1823 году переместилась в алтарь придела Сергия Радонежского.

В 1829 году деревянную Никольскую церковь сломали, а вместо нее возвели каменную Успенскую, которая сохранилась до сих пор. Икону перенесли в новый храм, но повесили не внутри, а над папертью перед входом. На лике Богородицы под глазом есть небольшое повреждение.

Кипрская икона прославилась в 392 г. на острове Кипре. Древнее сказание, помещенное в греческом синаксаре на Неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ находился на воротах, ведущих к церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

Археолог Я. И. Смирнов полагал, что это сказание относится к существовавшей на Кипре древней настенной мозаике, а не деревянной иконе. Сложная композиция Стромынского образа подсказывала, что ее первоисточником была монументальная картина.

Изначальная кипрская мозаика не сохранилась, но исследователь стремился восстановить ее облик по имеющимся в России копиям. Для этого Смирнов ездил в конце XIX века в село Стромынь и обследовал подмосковный чудотворный список.

Успенский храм с.Стромынь

Почитание Кипрской иконы в Стромыни началось в 1841 году после чудесного исцеления восемнадцатилетней девушки Мавры. Крестьянка заболела золотухой и скорбутом. Болезненные припадки были настолько сильны, что родные опасались за ее жизнь. После причащения Мавре приснилась икона Божией Матери, от которой она услышала слова: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова».

Больная пошла в местную Успенскую церковь, чтобы найти икону из сна, но ни одной похожей не обнаружила. Она обратила внимание на образ над дверью и узнала в нем свою икону. Священники сняли лик Богородицы со стены, отнесли в дом Мавры и отслужили молебен. Вскоре больная выздоровела.

Слух об исцелении Мавры разошелся по Стромыни и ее окрестностям. Кипрскую Богоматерь поместили в храме, и последовало еще три случая исцеления. Крестьянин Алексей Порфирьев из деревни Новой Богородского уезда исцелился от паралича рук и ног. Девица Анна Петрова из соседней деревни Мележа и Алексей Петров из деревни Зубцово также избавились от расслабления рук и ног после молебнов перед Кипрской иконой.

О  чудесах и народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях.

Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Многие подмосковные святыни пропали в советские годы, но Кипрский Стромынский образ сохранился.

Успенский храм закрывали в XX веке два раза: в 1930-е и в 1960-е. После первого закрытия прихожане не дали разграбить храм, но во второе закрытие все иконы из церкви были вывезены. Главную святыню – Кипрскую икону – спасла прихожанка храма. Она уговорила комсомольцев оставить верующим две иконы: Кипрскую и Казанскую. Женщина поспешно унесла тяжелый образ через огороды, опасаясь, что расхитители передумают.

Кипрская Стромынская икона

В течение тридцати лет святыня хранилась в Стромыни в частном доме, а после того, как храм вновь открыли в 1989 году, вернулась на свое место. Тогда же из краеведческого музея г. Ногинска возвратили и другие иконы старого убранства храма.

Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году мощи преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.

До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке.

Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве.

Из межевых книг Московского уезда 17 столетия известно, что монастырь на Стромыне, построенный по велению князя Дмитрия Донского, считался монастырем дворцовым, местом великокняжеского богомолья.

В 1603 г. обитель пострадала от пожара, а в 1616 г. была приписана к Троице-Сергиевой Лавре.

5 февраля 1724 г.  был издан указ императора Петра I об упразднении некрупных монастырей и слиянии нескольких небольших монастырей в один.

Маленький и бедный Стромынский монастырь был упразднен, храмы бывшей обители обратили в приходские. В 1724 г. немногочисленная братия была переведена в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь.

В XIX в. в Стромыни взамен обветшавших деревянных храмов возвели нынешнюю каменную Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

Рака с мощами прп. Саввы Стромынского

В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке.

В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.

Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей.

Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где, по рассказам старожилов, оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов».

В церквях соседних к Шавыкину сел исследователю показали богослужебную утварь и иконы из древней обители. На образе Спасителя была надпись: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».


Источники:
Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон
mosregtoday.ru
фотографии: hramuspenijastromin