• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
18 мая 2019 года

Инокиня Анна (Пичугина)

Пичугина Анна Ивановна родилась в 1878 году в деревне Степково Карабановской волости Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьян.

В 1892 году, в возрасте 14 лет, девочка была принята в Успенский женский монастырь в городе Александрове Владимирской губернии. В монастыре ее обучили церковному пению и назначили на клиросное послушание. В 1905 году, когда Анне исполнилось 27 лет, она была определена указом в послушницы и одета в рясофор. В 1922 году она была лишена избирательных прав, как и все монашествующие, проживавшие к тому времени в монастыре.

В 1923 году Александровский монастырь был закрыт. К этому времени инокине Анне исполнилось 45 лет, из которых более 30-ти она провела в обители. Начинался новый этап ее жизни – долгие годы скитаний и гонений, продолжавшихся до глубокой старости.

С 1924 по 1926 год мать Анна работала при школе в родной деревне Степково.

С 1926 по 1928 год инокиня Анна жила в селе Кашино Федоровского сельсовета Киржачской волости Александровского уезда в доме Егоровой и по приглашению церковного совета исполняла служение регента, певчей и уборщицы в сельской церкви, получая зарплату 10 рублей в месяц. Будучи сама обучена пению в юном возрасте, мать Анна привлекала к пению в церковном хоре крестьянских девочек. По просьбе священника она также собирала по селу пожертвования на храм.

С 5 марта 1927 года священником церкви в селе Кашино был отец Димитрий Саввинский. К октябрю 1928 года за неуплату непосильного сельхозналога в 400 рублей имущество его было описано, церковный дом отобран. 4 октября 1928 года приходской совет устроил в храме после Литургии собрание, на котором было принято решение собрать по приходу деньги для помощи священнику и диакону. В ближайшие дни было собрано почти 100 рублей.

22 октября отец Димитрий был вызван на допрос начальником Киржачской милиции в качестве обвиняемого в организации незаконного собрания и агитации за сбор пожертвований. В этот же день были арестованы инокиня Анна и церковный староста Я.К.Форин. Их допрашивали сотрудники Киржачской милиции и уполномоченный Владимирского ОГПУ по Александровскому уезду.

Обвиняли задержанных в том, что они «на протяжении довольно продолжительного времени вели систематическую антисоветскую агитацию, содержание которой сводилось к тому, что советская власть угнетает и насилует религию и ради этого угнетения репрессирует всяческими путями, в том числе и непомерными налогами представителей религии и церкви. А завершением такой агитации было проведение среди населения незаконных сборов на уплату (священником) Саввинским сельхозналога, причем проведению сборов предшествовала агитационная кампания явно антисоветского характера, погромная проповедь Саввинского против советской власти, что в конечном счете создавало в населении недовольство советской властью и резко искажало в понятии крестьянства налоговую политику, - т.е. в преступлениях, предусмотренных п.10 ст.58 Уголовного Кодекса».

После проведения следствия по этому делу инокиню Анну оставили на свободе под подпиской о невыезде с места жительства. 1 марта 1929 года ОСО при Коллегии ОГПУ ей вынесли приговор за антисоветскую деятельность, «выразившуюся в том, что она заявляла о преследовании советской властью церкви и верующих, возбуждала недовольство среди населения», и на основании ст.58-10 УК РСФСР она была лишена права проживать в семи центральных губерниях с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. С 1929 по 1932 год мать Анна находилась в ссылке в Ростовском уезде Ярославской области.


После возвращения из ссылки инокиня Анна вернулась в родные края и стала жить при храме преподобного Сергия Радонежского в селе Махра Александровского уезда, исполняя служение певчей и уборщицы этого храма. Известно, что в это же время в церковной жизни Сергиевского храма принимала активное участие инокиня Домна (Питерцева), которая также, как и инокиня Анна, была насельницей Александровского женского монастыря и также исполняла клиросное послушание.

6 марта 1937 года сотрудники Александровского РО НКВД арестовали нескольких участников церковной общины Махрищского храма, среди которых были обе Александровские инокини – Анна и Домна.

Следствие продолжалось более 4-х месяцев, и 15 июля 1937 года ОС при УНКВД СССР по Ивановской промышленной области Анна Ивановна Пичугина за «активное участие в контрреволюционной группе «братство тайного монашества», участие в антисоветских сборах, где вели антисоветскую агитацию и распространение провокационных слухов» по ст.58-10 и 59-11 УК РСФСР была приговорена к 5 годам ссылки в Казахстан.

Сохранились сведения, что инокиня Анна вернулась из ссылки, но о дальнейшей ее судьбе почти ничего неизвестно. 22 июня 1959 года она была реабилитирована Президиумом Владимирского областного суда по делу 1937 года за недоказанностью обвинения.

Известно, что в возрасте 84-х лет, в мае 1962 года, она была на беседе у архиепископа Владимирского Онисима (Фестинатова) в городе Покрове Владимирской области, где проживала к тому времени.

13 апреля 1993 года Анна Ивановна Пичугина была реабилитирована Прокуратурой Владимирской области по делу 1929 года.


По материалам сайта «Подвиг веры»