• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
10 августа 2017 года

Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Кирилло-Белозерская

28 июля/ 10 августа празднуется память Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, именуемой также Одигитрия. В этот же день чтится один из ее списков, известный под названием Одигитрия Кирилло-Белозерская. Этот образ принадлежал прп.Кириллу, Белоезерскому чудотворцу, находился в его келье, а по постройке соборного храма Кирилловой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, был помещен в иконостасе храма. 



Преподобный Кирилл - один из самых почитаемых святых в Стефано-Махрищской обители, так как прп. Кирилла и прп. Стефана Махрищского связывали отношения ученика и наставника. Вот как повествует об этом житие преподобного Кирилла:

"От благочестивых родителей происходил Кирилл, в первопрестольной Москве; мирское имя его было Косьма; с детства воспитан был он в благословении и познании Священного Писания; это духовное образование, которым сам воспользовался, сделалось духовным наследием иноков его обители. Родители его при своей кончине поручили юношу сроднику своему, Тимофею Волуевичу, который служил окольничим у великого князя Димитрия Донского и превосходил честью и богатством многих бояр; но богатства вельможи не имели влияния на юного сироту, который вперил всю свою мысль к Богу и, постоянно прилежа к церкви, в посте и молитве, ничего больше не желал, как пострижения иноческого.

Видя его добродетель, возраставшую с годами, боярин приблизил к себе юношу и даже поставил его над всем своим имением; но и это не изменило мыслей любителя безмолвия, а только огорчило его заботою, что труднее будет ему достигнуть желаемой цели; на Бога возложил он печаль свою и Богу, провидевшему великого подвижника в юном Косьме, благоугодно было споспешествовать ему к достижению иночества.

Случилось игумену Махры, Стефану, мужу известному по своей добродетели, посетить столицу. Давно ожидал его прихода много о нем слышавший Косьма и со слезами открыл ему свою тайную мысль, прося, чтобы не отринул его ради Господа, не отринувшего ни единого от грешников. Умилился Стефан при виде такого усердия и, прозрев в нем избранный сосуд Святого Духа, утешил, обещая исполнить его желание. Они стали размышлять между собою, каким образом совершить пострижение, потому что боярин Тимофей никак бы на то не согласился. Преподобный Стефан решился просто облечь юношу в рясофор и, назвав его Кириллом, предоставил прочее на волю Божию. Сам он пришел к боярину; Тимофей, обрадованный посещением, с честью встретил его в дверях своего дома и просил благословения. "Богомолец твой Кирилл благословляет тебя", - сказал ему Стефан, и когда с изумлением спросил боярин, кто сей Кирилл, игумен отвечал ему: "Косьма, бывший твой сродник, ныне же инок, работающий Господу и о вас молящийся".

Тяжко показалось слово сие боярину; исполненный скорби, сказал он досадительную речь Стефану, преподобный же, не переступая порога, возразил: "Повелено нам от Спаса нашего Господа Иисуса Христа пребывать там, где нас послушают и приемлют, а если нет, то отрясать и прах, прилепившийся к ногам нашим, во свидетельство не приемлющим нас" (Мф 10:14). Стефан удалился; но богобоязливая жена боярина, услышав такое слово, более Христово, нежели Стефаново, начала увещевать мужа своего, как мог оскорбить такого старца. И боярин, раскаявшись, послал возвратить его. Оба они взаимно испросили друг у друга прощение; боярин позволил нареченному Кириллу исполнить желание его сердца, и возрадовался Стефан, что приобрел брата; он возвестил о том новому иноку, который для исполнения своего обета раздал все свое имущество нищим, не подумав даже что-либо себе оставить на время старости, ради телесной немощи.

Прежде нежели возвратиться на Махру, игумен Стефан привел нового инока в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором, племянником преподобного Сергия..."


Через тридцать лет постнических трудов, проведенных преподобным Кириллом в Симоновом монастыре, святой получил указание Пресвятой Богородицы удалиться в Белозерские пределы:  

"он помышлял, куда бы дальше еще укрыться от молвы житейской, и усердно о том молился Пречистой Деве. Был у него обычай, в глубокий вечер после келейного правила читать еще акафист, прежде нежели сидя вкусить немного сна. Однажды, когда пел акафист пред иконою Владычицы и дошел до восьмого кондака: "Странное рождество видевши, устранимся мира и ум на небо преложим", внезапно услышал он голос: "Кирилл, изыди отсюда и иди на Белоозеро; там тебе Я приготовила место, где можешь спастись". Вместе с сим гласом воссиял свет великий от полнощной страны; преподобный отворил оконце своей кельи и увидел как бы перстом указываемое ему место, где теперь стоит монастырь. Радостью исполнилось его сердце от гласа и видения, и всю ночь пребыл он на молитве, но уже ночь сия была для него как бы пресветлый день."

Святой отправился в путь, достиг указанного места, где и положил начало знаменитой впоследствии Свято-Успенской Кирилловой обители. По преданию, он взял с собой келейный образ Одигитрии (Путеводительницы), который и получил впоследствии название Кирилловский. Святыня была окружена в обители благоговейным почитанием и прославилась чудотворениями. Так, летом 1854 года в Кирилловском уезде началась эпидемия холеры. В окрестностях городка от холеры умерло много людей. Случаи заболевания отмечались и в са­мом Кириллове. Жители обошли вокруг города крестным ходом с чудотворной, и болезнь отступила.

С тех пор в этот день, 28 июля ежегодно совершался крестный ход, а с 1905 года чудотворную стали носить не только вокруг города, но и по Кирилловскому уезду. Так продолжалось вплоть до 1918 года, когда икона была изъята из монастыря в числе других святынь. Сейчас образ хранится в Третьяковской галерее.

В 2017 году, в связи с 620-летием основания Кирилло-Белозерского монастыря, икона Одигитрия была временно (с 22 июня по 05 сентября) передана в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, где перед ней совершались молебны. Вместе с ней прибыла уникальная икона преподобного Кирилла, написанная при жизни святого преподобным Дионисием Глушицким.