• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
25 ноября 2017 года

Икона Пресвятой Богородицы "Милостивая"


12/25 ноября совершается память иконы Пресвятой Богородицы "Милостивая" или "Киккская".

 В этот день, 25 ноября 1997 года состоялось торжественное освящение Святейшим Патриархом Алексеем II главного Стефановского храма обители и возведение настоятельницы матушки Елисаветы в сан игумении.


Предание говорит, что образ "Милостивая" написан евангелистом Лукой, и наименование свое получил от находящейся на острове Кипре горы Коккос или Киккос.

На серебряной ризе, устроенной для этой иконы в 1576 году, сделана следующая надпись: "Киккиотисса", то есть "Пребывающая в Киккосе".

Сначала св. Лука послал этот образ вместе с двумя другими иконами в Египет. Когда здесь возникли гонения на христиан, то Киккская икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль захватили сарацыны. Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которыми образ все же был доставлен в Константинополь. Здесь Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

В царствование Алексея Комнина образ этот перевезен был на остров Кипр по следующему поводу. Однажды правитель Кипра Мануил Вутомит во время охоты заблудился в горах острова и случайно встретил одного благочестивого инока старца Исаию. Не желая быть узнанным, старец побежал от Мануила, но этот счел такой поступок инока за пренебрежение к себе и, догнав старца, жестоко его избил.

Прошло немного времени, и Мануила постигло Божие наказание: он впал в неизлечимый недуг — расслабление. Вспомнив о своем поступке с иноком, Мануил понял, что болезнь его есть наказание за его грех. Со слезами он обратился к Господу, прося даровать ему исцеление и возможность лично испросить у старца прощение.

Между тем старец получил откровение, что все случившееся с правителем ниспослано Богом для того, чтобы написанная св. Лукой икона Богоматери перенесена была из царских чертогов на остров Кипр. При этом старцу было приказано открыть об этом правителю, когда тот к нему явится.

Старец исполнил повеление и когда сказал о своем откровении Мануилу, тот устрашился и сказал Исаии:

— Прости мне, отче! Это дело выше сил моих. Кто я, последний из императорских чиновников, чтобы дерзнул сказать императору что-либо подобное? Требуй от меня другого удовлетворения.

Но старец отвечал ему:

— Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто.

Тогда Мануил дал обещание содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исаия изъявил согласие, и оба они прибыли в Византию.

Мануил долго не осмеливался говорить императору о цели своего приезда и объяснял это старцу тем, что он боится утруждать царя своей просьбой и выжидает для этого удобного случая. Старец тогда решил возвратиться на о. Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила скорее исполнить открытое ему веление Божие.

Возвратясь в свое уединение, старец предался великой скорби о своем безуспешном путешествии. Но однажды во сне он услышал утешительные слова:

— Не скорби, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро приидет к тебе, как знает Господь и как угодно Пресвятой Владычице.

Ободренный этим откровением, Исаия принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы на средства, данные ему Мануилом.

В это время у императора заболела очень опасной болезнью единственная и горячо любимая им дочь.

Недуг царевны был подобен той болезни, которой подвергся Мануил. Когда последнему сообщили о болезни царевны, Мануил увидел в этом обстоятельстве удобный случай для осуществления своего обещания. Между тем врачи отчаялись в спасении царской дочери, и царь предался неутешной печали и плачу. Мануил, посетив дворец и увидя плачущего царя, и сам залился слезами. Тогда царь сказал своему правителю:

— Неужели никто не может утешить меня и указать врачевство для моей дочери?

Правитель решил изложить свою просьбу о перенесении иконы и сказал царю:

— Государь! Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исаии, то я давно бы умер. И этот старец Исаия заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в чертогах твоих икону Богоматери на остров Кипр, в обитель старца, как это было открыто в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредстве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству; подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом отсюда завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению.

Царь, выслушав эти слова, опечалился; обещая Мануилу исполнить волю Богоматери, он со слезами воскликнул:

— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всей готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр.

И царевна после такого обещания императора получила исцеление. Но царь медлил исполнить обет, потому что не хотел расставаться с великой святыней своего града.

Тогда Божие наказание постигло нерадивого земного владыку: император впал в тяжкий недуг. В болезни от увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить свое обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, царь велел лучшему живописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров. Но Пресвятая Дева явилась царю в сновидении и грозно сказала:

— Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров к монаху Исаии, ибо так Мне угодно.

После этого царь не решился удерживать у себя святой образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исаии, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку.

Когда икона прибыла на остров, здесь от нее совершилось много чудес.

Исаия построил большой храм во имя Богоматери на Киккской горе и в нем поставил образ Богоматери. Около храма им же были устроены кельи для иноков, выбран игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден царской грамотой. Обитель получила название Императорской как построенная на средства царя.

С древних времен и доныне в обитель Богоматери во всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы.

По молитвам перед ней многократно ниспадал на землю во время засухи обильный дождь, бесплодные жены получали чадородие, кровоточивые исцелялись.

Немой отрок однажды заговорил у образа. Другой, лежавший на смертном одре, ожил. Воин Георгий, переломивший ногу в дороге, здесь был чудесно исцелен. Язычник, дерзновенно поднявший свою руку на святой образ, был тут же наказан: мгновенно рука его засохла, в память чего к иконе и привешена железная рука.

Инок, в знойный день трудившийся на своем послушании, обессилел от жажды и в своем несчастии обратился к Богородице. Тогда он услышал голос, повелевший ему ударить рукой о камень, на который он опустился в изнеможении. Когда подвижник исполнил это повеление, то из камня потекла вода, утолившая его жажду. На этом месте образовался источник, при котором совершилось множество чудес.

Иеромонах Мелетий, страдавший сильной головной болью и тщетно искавший облегчения у врачей, омыл свою голову в водах этого источника и тут же получил исцеление. Инок Антоний здесь исцелился от раны на ноге, а монах Парфений — от лихорадки, мучившей его 13 месяцев.

Когда в 1751 году обитель возобновляли после пожара, то свод оконченного уже храма вдруг обрушился на строителей. Но заступление Богоматери сохранило всех их невредимыми. Незадолго до этого чуда некоторые из братии видели светозарную Жену, обходившую вокруг монастыря.

Лик чудотворной Киккской иконы постоянно закрыт пеленой, по которой вышита прорись (контур) образа. Открывают икону лишь один раз в году, когда монахи выносят её на самую вершину горы и оставляют там на время молебна, во время которого просят Богородицу помочь с урожаем или послать дождь. Но даже в это время монахи не смеют взглянуть на лик Богородицы.


Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке ( с 1935 года находится в Третьяковской галерее).


В Стефано-Махрищской обители особенным почитанием пользуется список  "Милостивой", выполненный с образа Симона Ушакова. Икона находится в Стефановском храме монастыря, в приделе прмц. вел кн. Елисаветы.

 

В день памяти иконы, 25 ноября 2017 года, состоялось освящение Святейшим Патриархом Алексеем II Стефановского храма и возведение настоятельницы обители матушки Елисаветы в сан игумении.


 

Использован источник: Е. Поселянин. "Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]