• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
24 июня 2020 года

Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть»

11/24 июня совершается память иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть» («Милующая»), одного из наиболее почитаемых на Афоне образов Божией Матери, история которого связана с песнопением «Достойно есть».


Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» (греч. «Аксион Эстин») находится на Горнем месте в алтаре Протатского храма в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» - первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».

Почитание образа связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец-отшельник жил со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим…». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим…«». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим. 

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество святого Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а местность, где произошло чудо, стали называть «Адин» (от греческого слова петь) в память о чудесном явлении архангела Гавриила.

В 1836 году для иконы изготовили позолоченный оклад, выполненный в традиционной святогорской технике.

Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.

В процессии участвуют представители всех афонских обителей, Священный Кинот во главе с Протом, светские власти Афона, сотни монахов и паломников. Все они по очереди несут на руках чудотворный образ Богородицы. Радостно звонят колокола и громко звучат византийские духовные песнопения.

Торжественное шествие по окрестностям столицы Афона Кареипродолжается от пяти до шести часов. Маршрут выбран в строгом соответствии с Уставом Святой Горы Афон 1508 года, и за его точностью наблюдает один из монахов.

С традиционным Крестным ходом с образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть» связаны многие чудесные события. 

В 1488 году четверо монахов не вышли навстречу святой иконе. Они заперлись в своей келии и оттуда всячески оскорбляли подвижников, называя крестный ход противозаконным.

На хулителей святыни обрушился гнев Божией Матери. Вечером того же дня начался сильный дождь и град. Все растения оказались побиты, а плоды погибли. Причём несчастье коснулось только подворья монастыря Святого Дионисия, где жили монахи-святотатцы. Последние доложили о случившемся несчастье в обитель. В то время в монастыре находился Святейший Патриарх Константинопольский Нифонт, который наложил на отступников строжайшую епитимью.

На следующий год четыре монаха, вразумлённые чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения. 

В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались насельники монастыря Кутлумуш. Наущаемые лукавым, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно. Так они и поступили. Но Богоматери неугодно было такое превозношение кутлумушцев: с суши и моря напали на пристань обители разбойники и предали огню всё там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своём грехе и впредь стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе с остальными монахами.

Однако, спустя некоторое время эти же иноки из Кутлумуша снова оказались нарушителями древних обычаев. На этот раз они получили свыше новое вразумление: внезапно разрушилась недавно построенная их трапеза и некоторые другие здания в обители. Видя это, иноки поспешили раскаяться в своём неразумии.

О ещё одном чуде, связанном с иконой «Достойно есть», рассказывал современный подвижник старец Паисий Святогорец: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы».

Икона «Достойно есть» пять раз покидала Афон чтобы утешить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Паломники могли ей поклониться за пределами Святой Горы в 1963, 1985, 1987, 1999 и 2012 годах.

Икона «Достойно есть» известна многочисленными чудесными исцелениями, которые она дарит страждущим и немощным. Чудеса у чудотворного образа происходят и по сей день.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пресвятой Богородицы, на правой Её руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. "Достойно есть" следует тому же типу иконографии, что и Богородица Киккская - главная икона одноимённого монастыря на острове Кипр. Это означает, что иконописцы обеих икон следуют общему прототипу, происходящему из Константинополя.

Празднование в честь иконы «Достойно есть» проводится 11 (24) июня — в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость.

Многочисленные списки с иконы "Достойно есть" ("Милующая") свято чтутся в русских храмах. В Галерной гавани Петербурга в честь Милующей Богоматери был воздвигнут пятикупольный храм, в котором поставили присланную с Афона благодатную икону "Милующая".

Тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением к милующей Царице Богородице и умильно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: Церковь нашу сохрани, люди во благоденствии соблюди, землю нашу избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон, яко песнь прият от ангела чудно Тебе, Чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.