«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии." Святейший Патриарх Кирилл
В святогорской иерархии монастырь Ватопед — второй после Лавры преподобного Афанасия. Он расположен на восточном побережье полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор и освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как полагают некоторые исследователи, монастырь был возведён на месте храма, построенного в начале четвёртого века императором Константином Великим и разрушенного Юлианом отступником.
Согласно более позднему преданию, Ватопед был основан императором Феодосием Великим.
У императора Феодосия было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора юный Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашёл убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь.
Погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь ввиду неминуемой гибели.
В благодарность за спасение сына император Феодосий воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого — «куст отрока»).
Ватопедский монастырь в его нынешнем виде был построен во второй половине десятого века преподобными Афанасием, Николаем и Антонием, учениками преподобного Афанасия Афонского. По его благословению они отправились жить в те места, где сейчас расположена обитель. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времён.
Уже спустя столетие монастырь процветал, щедро поддерживаемый византийскими императорами, русскими самодержцами, сербскими королями и молдавскими государями. Ватопед был не просто богатым и привилегированным, он управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.
У Ватопеда, как и у Афона в целом, драматическая история: ужасающие своей жестокостью набеги крестоносцев, униатов и просто разбойников, турецкое иго, многочисленные мученические смерти братии, пожары и разрушения.
Главное сокровище Ватопеда — это сонм просиявших в нём святых. Всего в монастыре жили шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Среди них первостроители обители, преподобный Максим Грек, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.
После упадка монашеской жизни в обители вследствие войн и политических событий в Греции в новейшей истории, в 1990 году с приходом туда братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) Ватопедский монастырь получил новое дыхание и сегодня предстаёт в своём расцвете.
Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижнической жизнью древних и современных насельников, но и своими святынями, среди которых чудотворные иконы Божией Матери — покровительницы святогорцев.
Отрада наша и Утешение
О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.
«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат обители, чтобы тот их открыл.
Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И добавила: “Смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. Затем повторила в третий раз: “Сегодня не открывайте врата обители…”
По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но как Судия, имеет строгий вид.
Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.
После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она и пребывает доныне. Перед ней никогда не угасает лампада. Каждую пятницу в параклисе совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.
В этом чуде ещё раз проявляется, согласно общему убеждению Церкви, матернее дерзновение Богородицы ходатайствовать о грехах наших к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий.
Чудотворная Ватопедская икона на Руси
Появление изображения Афонской святыни в первой половине – середине XVI века в русском искусстве не случайно. Связи Древней Руси с православным Востоком возникли в глубокой древности. В летописях неоднократно указывается на приезд греков в Москву за пожертвованиями, которыми Великие князья щедро наделяли святогорцев.
В 1515 году на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню святогорцам, была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, где Великий князь просил прислать «переводчика книжного на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком — будущим преподобным Максимом Греком.
В конце XV в., будучи в то время монахом доминиканского монастыря во Флоренции, преподобный Максим получил образование в центре богословской жизни Италии.
В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного Православия, и становится православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее, в одном из посланий к Ивану Грозному, преподобный Максим вспоминает о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни.
В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Преподобный Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об Афонских монастырях.
Внимание к святогорским обителям как общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в литературных памятниках ещё с XV в. В это время на Руси была уже известна «Повесть о Ватопедском монастыре». Но особенный подъём интереса к Афону связан всё же с пребыванием в русской столице преподобного Максима Грека и его широкой деятельностью. С ним связывают и появление на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Празднование этой иконы и память преподобного Максима Грека промыслительно приходятся на один день — 21 января (3 февраля по н. ст.).
Святитель Димитрий и его келейная икона
Более широкое распространение в России икона «Отрада и Утешение» получила в XVII веке благодаря другому святому — святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому.
Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров, недалеко от Киева, и получил образование в Киево-Могилянской Академии.
В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец. Там началась его литературная и проповедническая деятельность.
В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие в различных монастырях и храмах, а затем был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.
С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда.
Труды подвижника обратили на себя внимание Патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время, из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение - в Ростов Ярославский.
Согласно письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение" была привезена святителем Димитрием в Ростов при вступлении им на митрополичью кафедру.
Перед особо чтимым им образом молился святитель Димитрий накануне своей кончины - в ночь на 28 октября 1709 года. Около месяца икона "Отрада и Утешение" находилась рядом с гробом митрополита Димитрия в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого. После погребения святителя в Яковлевском монастыре, она была оставлена при гробнице почившего.
Нетление мощей святителя Димитрия Ростовского открылось через 42 года после кончины - при поднятии пола в рассыпавшемся гробе было обретено нетленное тело праведника, и от него, как от благодатного источника, начали истекать чудесные исцеления.
Все годы до открытия мощей благоговейная память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу.
После обретения мощей святителя Димитрия, до появления в монастыре первых икон с его изображением, именно перед «Отрадой и Утешением» совершались молебные пения и панихиды по святом митрополите.
Впоследствии в Ростове Великом были широко распространены списки с этого чтимого образа Пресвятой Богородицы.
Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона?
Известно предание, что Ватопедская икона Божией Матери была тем самым образом, которым благословили его родители на монашество.
Есть другое предание: 13 сентября 1689 года, во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы), находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил святителя Димитрия образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, о чём святитель записал в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона — список с Афонской святыни — хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, и Патриарх награждает святителя Димитрия за писательский труд. Образ этот был украшен окладом и плохо различим под потемневшей олифой, поэтому святитель Димитрий в дневниковых записях назвал его просто — образ Божией Матери.
В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В её основе лежит событие, описанное в дневнике святителя: 1700 года, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».
Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел закончить и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царём Алексеем Михайловичем, после смерти святителя осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике святитель Димитрий называет икону московской. Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). Исследователи предполагают, что это и была «Отрада и Утешение».
В XX столетии, в период гонений, многие Ростовские святыни были утрачены. Первой чудотворной иконой, которая вернулась в город и свою обитель, стала Ватопедская икона Пресвятой Богородицы. Известно, что в 1963 году икона находилась в закрытой церкви Успения Богоматери села Дивная Гора, откуда она была взята и вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. Рассказывают, что икону митрополиту Никодиму передал один из последних насельников монастыря - архимандрит Иаков, завещавший вернуть её в обитель, когда она вновь будет восстановлена. В 1997 году святыня была возвращена в обитель и помещена на свое место у мощей святителя Димитрия Ростовского.
Чудо Царицы Небесной, прославившее икона "Отрада и Утешение", имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. Оно в наши непростые времена укрепляет верующих в уповании на заступление Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим многообразным немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение
О, покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, низпосли отраду и утешение; на Тя упование возлагаем, грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся, недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей, и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.
по материалам: otrada.net, yaroslavl-eparhia.ru