Братья и сестры, поговорим сегодня о гордости. Некоторые люди считают, что гордость заключается в тщеславии и самопревозношении. На самом деле, это всего лишь поверхностные ее аспекты. В христианской духовной литературе говорится о том, что гордость есть матерь всех зол и пороков. Главная ее ловушка заключается в том, что она ослепляет человека, не давая ему ясно видеть реальность. Возгордившийся человек больше не видит никого, кроме себя, превозносится над другими, обольщается разного рода излишествами и излишне самоуверен. Гордость побуждает людей оценивать все только относительно себя, оправдывать каждое свое действие, считать себя совершенными и не видеть никакой нужды в ближних.
Гордость не дает увидеть в других ничего, кроме их недостатков и слабостей.
Высокомерный человек – как гнилой гранат внутри, даже если он хорошо выглядит снаружи. Высокомерным свойственны ревность и зависть, потому что они не хотят, чтобы кто-то обладал лучшими качествами или лучшим положением, чем они. Из зависти таковые могут причинить вред другим. Это может привести даже к убийству. Мы помним пример Каина и Авеля из Священного Писания. Существует множество причин, по которым люди злословят, клевещут и искажают репутацию других людей. Но многие из нас могут не осознавать, что именно скрытая гордость является причиной всех этих пороков. Гордость, согласно учению преподобного Иоанна Лествичника, порождает гнев, упреки, грубость, ярость, крики, богохульства, лицемерие, ненависть, зависть, своеволие, сопротивление и бунт.
Наш современник, старец Софроний (Сахаров), в психологических терминах перечисляет аспекты гордости. Он говорит: «Все проявления, через которые может проявиться зло, в совокупности существуют в гордости. Это притворство, тщеславие, властолюбие, беспечность, жестокость, равнодушие к страданиям ближнего, мечтательность, дикое воображение, демоническое выражение глаз, беспокойство, отчаяние, ненависть, презрение, зависть и комплекс неполноценности. Для многих последний является вратами к физической похоти, мучительному внутреннему смятению, упрямству, страху смерти и, наконец, к полному расстройству ума, что не редкость… Это признаки демонической духовности. Однако многие люди не осознают этих пагубных процессов, потому что в человеке они действуют скрытно. Вот тогда враг и нападает, чтобы погубить душу человека».
Отцы Церкви приписывают гордость первому человеку в раю. Адам и Ева возжелали «быть, как боги» (см.: Быт. 3: 5). Однако они хотели достичь этого состояния без Бога, обольстившись речами лукавого змия. Это остается главным грехом человека даже сегодня. Люди не хотят Бога рядом с собой, потому что Его присутствие предполагает от них смирение: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Но современный человек отвергает это в своей основе, потому он понимает возможность своего существования только через самоутверждение.
У современных людей есть сильная склонность к чрезмерному самодовольству и самоуверенности. Это то, что в духовной литературе называется болезнью высокомерия, которая является корнем гордыни. Под высокомерием мы подразумеваем, помимо прочего, поиск похвалы от других.
Высокомерный человек стремится к тому, чтобы другие считали его идеальным, независимо от реальности его внутреннего «я», и всячески стремится продемонстрировать свои добродетели, таланты и способности.
И все это не для того, чтобы послужить другим, а чтобы заслужить их признание и похвалу и повысить свой статус в их глазах. Однако в Книге Притчей Соломоновых сказано: «Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притч. 8: 13).
Опасность высокомерия заключается в том, что это змей со множеством глав. Каждый раз, когда отрубают одну главу, вырастает другая. Высокомерие – это болезнь, которая незаметно проникает во все человеческое существо, как солнечный свет тихо проникает повсюду. Если я пощусь, я буду хвастаться своим постом. Если я сделаю доброе дело, я буду хвалить себя и рассказывать другим, что я сделал, чтобы получить похвалу. Иногда я могу молчать во время обсуждения, но не из смирения, а скорее для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Комплекс неполноценности подпитывает гордость. Люди, которым нужны внимание, ласка и забота, ищут их не в неправильных источниках.
Такие люди склонны к самоутверждению и подчеркиванию своего присутствия всеми возможными способами, что может противоречить принятым нормам и стандартам. И все это для того, чтобы привлечь внимание других к себе. Разве тенденции моды, различные украшения и изменение внешности не являются самоутверждением своего существования и скрытой констатацией: «Я здесь»? Разве люди не искажают свою внешность исключительно для того, чтобы привлечь внимание? В чем смысл всего того неприемлемого, что мы иногда видим во внешнем виде людей?
Гордость начинается тогда, когда высокомерие разрастается до презрения к ближнему, но при этом хвастается и возносит себя. Гордость избегает любой критики или упрека и отказывается слышать то, что ей не нравится.
Гордый отвергает Бога и Его помощь, ограничиваясь довольством собой и своими способностями.
Таким образом он подражает падшим духам. Чем больше гордость укореняется в нас, тем больше мы нуждаемся в исцелении от этой страсти, ибо «гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих» (Сир. 10: 7).
Как же бороться с гордостью и высокомерием? Вспоминая собственные грехи, недостатки и изъяны, укоряя себя за них. Ежедневно проверяйте свою совесть, чтобы осознать свое несовершенство. Принимайте с терпением замечания от тех, кто вас любит, и оценивайте себя, когда вы получаете резкую критику или упреки от близких. Возможно, они правы? Ничто не способствует гордости так, как забвение собственных недостатков и грехов. Сравнивайте себя с теми, кто душевно лучше вас, кто раньше вас прошел по этому пути стяжания добродетелей. Дружите со святыми и помните, что дорога, по которой вам предстоит еще пройти, достаточно длинна. Обращайте внимание на свой гнев. Это явный признак гордости. В Писании сказано: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1: 20). Непрестанно утверждайте себя в делах любви, гасите в душе высокомерие и надменность. Учитесь у природы. Деревья, обильно усыпанные плодами, смиренно склоняются к земле, в то время как бесплодные деревья гордо поднимаются к небу. Земля, находящаяся ниже всего, получает в дар реки и ручьи, становится плодородной и приносит щедрый урожай.
Умножайте свои добродетели, творите добрые дела, устраните в себе комплекс неполноценности. Познайте себя и признайте со смирением свои недостатки, чтобы вы спокойно могли двигаться к их исправлению. Примиритесь со своим прошлым, чтобы можно было идти вперед. Отпустите свои сложности, доверьте их Богу, творите дела любви. Время от времени сравнивайте свою жизнь с теми, кому повезло меньше, чем вам, чтобы вы могли научиться благодарности и довольству тем, что у вас есть. Живите с Евангелием в руках и в сердце и исследуйте себя в свете заповедей Господних. Тогда вы обнаружите количество пороков и грехов, гнездящихся внутри вас, и начнете с ними бороться. Сделайте Христа своим примером для подражания, тогда вы сможете встать на путь избавления от гордости, полюбите смирение и обретете искомый вами душевный мир. Аминь.
Митрополит Савва (Эспер)
Сайт Antiochian.org, monastery.ru