• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
25 октября 2023 года

Иерусалимская икона Пресвятой Богородицы


12/25 октября совершается празднование иконе Пресвятой Богородицы "Иерусалимская". Образ находился среди святынь, привезенных св. равноапостольным князем Владимиром в Киев из Херсонеса. В 1812 году при взятии Москвы наполеоновскими войсками икона была переправлена во Францию. В России особым почитанием пользуются списки с древнего образа.


По преданию, апостол и евангелист Лука написал около семидесяти прижизненных образов Божией Матери. Первый из них был создан через пятнадцать лет после Вознесения Господа Иисуса Христа. Он был передан иерусалимской общине христиан и получил название Иерусалимского.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник».

При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят приступом лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда святой равноапостольный князь Владимир перенес икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы: Богоматерь с Богомладенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальным отражением этого иконографического типа является Богоматерь "Грузинская" — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

Икона Богородицы "Грузинская"
XVII в., Музеи Московского Кремля

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята из Новгорода в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам.

Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. Долгое время считалось, что святыня находится в парижском соборе Нотр-Дам-де-Пари. Но эта версия не имеет официального подтверждения.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом.

Икона «Богоматерь Иерусалимская со святыми на полях».
Москва, конец XVII века. Иконографическая копия утраченной в 1812 году иконы.
Успенский собор Московского Кремля

Второй список Иерусалимского образа пребывает в храме Рождества Христова в Измайлове.

Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Список Иерусалимского образа в Измайлове

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел близ Коломенского. До революции, начиная с Пасхи и до праздника Иерусалимской иконы, святыню носили крестным ходом по всей московской округе.

В наше время в измайловском храме каждое воскресенье читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи. Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища.

Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот был прославлен многими чудесами.

Иерусалимская икона
Школа Оружейной палаты, 1710 г.

Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни, в Гамалеевом монастыре Сумской области, в Покровском соборе русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон (над царскими вратами), в подмосковных Бронницах.

В центре города Бронницы находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится список с московской чудотворной иконы из Успенского собора.

В 1705 году в Бронницах была построена каменная церковь Архангела Михаила, впоследствии ставшая собором, однако, по преданию, до 1771 года Бронницкая икона Богоматери находилась не в ней, а в часовне на городской площади и была всеми забыта. Однажды в Бронницы (тогда еще село) из Москвы приехала некая неизлечимо больная девица, трижды получившая от Богоматери во сне повеление приехать сюда и помолиться перед Иерусалимской иконой. После того как икона была обнаружена и перед ней был совершен молебен, девица исцелилась.

Начало массового почитания Иерусалимской связано с эпидемией чумы 1771 года: когда икону с крестным ходом обнесли вокруг Бронниц, эпидемия прекратилась. В благодарность за спасение от чумы было решено ежегодно совершать крестный ход вокруг города с Иерусалимской иконой в десятое воскресенье после Пасхи.

Иерусалимская икона
Михайло-Архангельския собор, г. Бронницы

Множество чудесных исцелений от иконы произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году смертоносная болезнь появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители города обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц.

12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список ,который поместили в Троицкий собор Подольска. Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни города.

Удивительна история Крестовоздвиженской женской обители в селе Лукино Домодедовского района, посвящённой Иерусалимской иконе Божией Матери. В ней хранился список Иерусалимской иконы, дарованный монастырю святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году.

В 1873 году в обители состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. 

В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8/21 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12/25 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

Иерусалимская икона
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра.

В годы гонений монастырь закрыли, насельниц выгнали и заняли здания под санаторий. Крестовоздвиженский храм превратили в склад топлива. Икону, написанную на большой кипарисовой доске, положили ликом вниз на пол и на обратной стороне складывали дрова, торф, уголь, топтали её грязными сапогами.

В годы Великой Отечественной войны монастырь переоборудовали под госпиталь, и поступил приказ – вынести всё из храма и бросить в костёр. По воспоминаниям одной сотрудницы, старший истопник баба Настя встала на пути военных, раскинув руки, со словами: “И меня тогда вместе с ней бросьте!” Женщина рисковала жизнью, её могли тут же расстрелять. Но комиссар распорядился унести икону из монастыря.

Анастасия с помощью родственницы и внука унесла икону домой и спрятала в стогу сена. Тайком, ночью, отмывали образ от грязи и копоти. Так же ночью увезли икону в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Б. Мячково. В 1993 г. икона была возвращена в монастырь.

Как рассказывает игумения Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря матушка Екатерина, эта история – живое свидетельство неизбывного милосердия Божия и всепрощения Святой Его Матери. Ведь сколько поруганий выпало на долю Её образа, но видя ревностные труды по восстановлению обители, храма, Она явила чудеса исцеления и мироточения.

Иерусалимская икона
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь

Рядом находится Российский реабилитационный центр “Детство”, и маленькие пациенты с родителями приходят в храм на службы. Матушке-настоятельнице шлют письма и приходят лично с рассказами, как после молитвы в храме происходит выздоровление, на которое не рассчитывали даже врачи.


Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Молитва

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.



Надежда Дмитриева, "О Тебе радуется!" pravoslavie.ru
radonezh.ru