Продолжаем рассказ о судьбах насельников Свято-Троцкого Стефано-Махрищского монастыря, совершивших подвиг исповедничества в годы гонений на Церковь. 24 июня/7 июля исполняется 150 лет со дня рождения иеромонаха Иосафа (Забнина).
Иван Абросимович Забнин родился 24 июня (ст.ст.) 1869 года в селе Красивка Моршанского уезда Тамбовской области в крестьянской семье. В день, когда мальчик появился на свет, Православная церковь празднует Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому в крещении он получил имя этого святого. Так, с самого рождения, Иван Забнин оказался под покровительством святого Иоанна Предтечи, который за свою целомудренную и подвижническую жизнь считается покровителем монашествующих.
В 1905 году Иван Забнин поступает в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. Через четыре с небольшим года, 3 марта 1910 года, он был определен указом в послушники.
В это время (с ноября 1909 года по август 1915 года) Стефано-Махрищской обителью руководил в должности строителя иеромонах Корнилий (Зоря), переведенный в Махру из Зосимовой пустыни. По благословению отца Корнилия 17 февраля 1912 года послушник Иван был пострижен в монашество с именем Иоасаф, а 22 октября 1914 года рукоположен во иеродиакона.
Посвящение отца Иоасафа в сан иеромонаха произошло уже при последнем строителе Стефано-Махрищского монастыря – игумене Евгении (Лукьянове) – 12 февраля 1917 года.
Иеромонах Иоасаф стал двенадцатым священником обители, в которой к этому времени подвизалось около тридцати насельников. Вскоре после его рукоположения в нашей стране произошли трагические события, изменившие многовековой уклад жизни Российской Империи.
27 февраля (ст.ст.) был совершен государственный переворот, приведший к свержению российской монархии и известный в истории как Февральская революция. До закрытия монастыря оставалось шесть лет, в продолжении которых иеромонах Иоасаф совершал свое священническое служение в родной обители.
В 1923 году Стефано-Махрищский монастырь был ликвидирован, и братии пришлось искать себе другие места для продолжения своего служения.
С 1924 по 1928 годы отец Иоасаф подвизался в еще действовавшем под видом сельскохозяйственной артели Гефсиманском скиту, который возглавлял игумен Израиль (Андреев).
В последующие годы иеромонах Иоасаф продолжал нести свои монашеский и священнический кресты уже вне стен обители, среди людей, которые, поддавшись влиянию духов злобы, пытались уничтожить все, чем веками жила православная Россия: сбрасывая кресты с куполов храмов, разрушая стены храмов и обителей, сжигая иконы, глумясь над мощами святых угодников Божиих и издеваясь над своими соотечественниками, оставшимися верными Христу.
В 1934 году 65-летний иеромонах Иоасаф был осужден Народным судом Александровского района по ст. 61 УК РСФСР «за невыполнение трудповинности (лесозаготовок)» на 1,5 месяца заключения в тюрьме города Ярославля.
После освобождения из тюрьмы батюшка проживал в деревне Неглово Александровского района, расположенной в нескольких километрах от Стефано-Махрищского монастыря, в семье раба Божия Димитрия Шикалева, который в 1934 – 1937 годах был председателем церковного совета храма преподобного Сергия Радонежского в селе Махра. В этом храме, близ стен родной обители, отец Иоасаф иногда совершал Богослужения и Таинство Крещения.
6 марта 1937 года иеромонахи закрытого Стефано-Махрищского монастыря Иоасаф (Забнин) и Никандр (Чубаровский), а также другие члены церковной общины Сергиевского храма, были арестованы Александровским РО НКВД.
В заключении следственного дела отец Иоасаф обвинялся в активном участии в контрреволюционной группе «братство тайного монашества», участии в нелегальных антисоветских собраниях, ведении антисоветской агитации, распространении провокационных слухов и в совершении крещения взрослых детей тайно от родителей.
15 июля 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР иеромонах Иоасаф был приговорен к ссылке в Казахстан на 5 лет.
О дальнейшей судьбе исповедника никаких сведений не сохранилось. Остается заметить, что на время вынесения приговора ему исполнилось 68 лет.
В 1959 году постановлением Президиума Владимирского областного суда Постановление Особого Совещания от 15.07.1937 года в отношении Ивана Абросимовича Забнина было отменено и дело прекращено за недоказанностью обвинения.
22 июня 1990 года определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР решение Владимирского областного суда 1959 года именено и производство по делу Забнина И.А. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Источники:
Материалы сайта «Подвиг веры».
Монахиня Сергия (Каламкарова) «Судьбы насельников монастырей Владимирской епархии в годы гонений». Ползуновский альманах № 4. Т.1 Ч.1/2017.
Архив УФСБ по Владимирской области. Архивно-следственное дело № П – 5740.