• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
23 августа 2021 года

Иеромонах Георгий, строитель Стефано-Махрищского монастыря

В середине XIX столетия Стефано-Махрищской обителью управлял иеромонах Георгий, начало монашеской жизни которого было положено в Саровской пустыни. О. Георгий знал лично преподобного Серафима Саровского и составил одно из первых жизнеописаний святого. В Махрищской обители о. Георгием был введен богослужебный устав по Саровским правилам.


Иеромонах Георгий - в миру Гурий Иванов, родился в 1799 году в Тамбовской губернии. По происхождению он был крестьянином, вольноотпущенным графа Шереметьева. В 1827 году Гурий, получив увольнение, поступил в Саровскую пустынь.

Шесть лет, с 1827 по 1833 год, до времени кончины преподобного Серафима, Гурий Иванов проходил в обители послушание гостинника. Вот что говорится об этом периоде в житии святого: «Со времени построения новой келлии, в 1827 году, деятельность и труды о. Серафима разделились между обителью и ближней пустынькой. В монастыре он оставался по воскресным и праздничным дням, причащаясь за ранней Литургией; в будни же он почти ежедневно ходил в лес в ближнюю пустынь. В монастыре он проводил ночи. Число посетителей его весьма увеличилось. Одни дожидались его в монастыре, жаждая увидеть его, принять благословение и услышать слово назидания. Другие приходили к нему в пустынную келлию. Старец почти не имел покоя ни в пустыне, ни на дороге, ни в монастыре».

Преподобный Серафим говорил, что ему в течение его жизни было двенадцать явлений «от Бога». Кириллин В.М. пишет об этом: «О некоторых из этих явлений писали близкие к нему люди: дивеевская монахиня Капитолина, саровский гостинник Гурий Иванов, известный затем как игумен Николо-Борковской пустыни Георгий, «служка» и собеседник святого праведника Николай Александрович Мотовилов, протоиерей Василий Садовский, старица Евдокия Ефремовна (впоследствии мать Евпраксия). Все они передавали собственные свидетельства подвижника». В числе близких преподобному Серафиму лиц Кириллин упоминает о. Георгия, в то время ещё послушника Гурия.

Впоследствии иеромонах Георгий составил одно из первых жизнеописаний преподобного Серафима, оно было опубликовано в 1844 году в журнале «Маяк», издаваемом С.О. Бурачком, под названием «Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлечённые из записок ученика его». В частности о. Георгий свидетельствует, что, придя однажды к старцу о. Серафиму в пустыньку, нашёл его за тем, что он перерубал сосну для дров, упавшую с корнем. По обычном приветствии старец открыл об этой сосне, которую рубил, следующее: «Вот, я занимаюсь Дивеевскою общиною; вы и многие меня за это зазирали, что, для чего я ими занимаюсь; вот, я вчерашний день был здесь, просил Господа для уверения вашего, угодно ли Ему, что я ими занимаюсь? Если угодно Господу, то в уверение того – чтобы это дерево преклонилось. На этом дереве от корня аршина полторы вышины была заметка вырублена крестом. Я просил Господа сего уверения; вместе с тем, что если вы или кто о них попечётся, то будет ли угодно это Богу? Господь исполнил для вашего уверения; вот, дерево преклонилось. Почему я занимаюсь ими? Я о них имею попечение за послушание старцев строителя Пахомия и казначея Исайи, моих покровителей; они о них обещались пещись до кончины своей, а по кончине заповедали они, чтобы Саровская обитель вечно не оставляла их."

В 1833 году послушник Гурий (Иванов) был переведён в Островоезерский монастырь Нижегородской епархии. Через год он принимает там монашеский постриг с именем Георгий, а через два месяца рукополагается в иеромонаха. В 1841 году, он пишет прошение и переходит в Спасо-Вифанский монастырь, и 24 мая 1843 г. по представлению Учреждённого собора Троице-Сергиевой Лавры и резолюции митрополита Филарета переведён в Махрищский монастырь и утверждён в должности строителя.

Троицкий и Стефановский храмы Махрищского монастыря. Фото нач. XX в.

Святитель Московский Филарет (Дроздов) деятельно участвовал в жизни Махрищского монастыря. Сохранилась его переписка с наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым). В одном из писем Владыки говорится о новом кандидате в строители монастыря, иеромонахе Георгии: «Если Бог устроит, чтобы о. Георгий принял попечение о Махре – надеюсь, что сие будет с пользою» (14 мая 1843 г.)

Иеромонах Георгий управлял Махрищской обителью в течение 7-лет. Сохранились сведения об упорядочении им духовной жизни монастыря - богослужение стало совершаться по уставу Саровской пустыни.

В будние дни в три часа пополуночи после утренних молитв начиналась полунощница, а затем утреня с чтениями из "Благовестника" по первой кафизме и из "Пролога" по шестой песне канона. Литургия служилась ежедневно ранняя и поздняя. В воскресный день перед Литургией пелся еще молебен Пресвятой Богородице. Вечерня отправлялась в три часа пополудни, на повечерии ежедневно прочитывались три канона и акафист. После вечерней трапезы, не выходя из трапезной, читался помяник и молитвы на сон грядущим.

В воскресные дни в семь часов вечера в храме исполнялось правило Саровской пустыни, на котором читалось поучение св. Исаака Сирина и пелся канон Пресвятой Троице. Заканчивалась служба чином прощения и благословением настоятеля.

Не осталась без внимания строителя о. Георгия и внешняя жизнь обители.  В 1848 году был возобновлён пришедший в ветхость храм Живоначальной Троицы. На месте старой паперти была выстроена двухэтажная каменная пристройка со сводами, на южной стороне которой вверху разместилась ризная, а внизу библиотека, с северной же – вход в нижнюю и верхнюю церковь. Также для Троицкого храма были изготовлены новые иконостасы.

В 1850 году иеромонах Георгий был внезапно переведён в Спасо-Вифанский монастырь. Дело в том, что он стал жертвой клеветы одного из монахов, досаждавшего ему и братии Махрищской обители. По оговору, якобы за растрату денежных средств, о. Георгий был снят с должности строителя.

В 1851 он был принят в братство Золотниковской пустыни Владимирской епархии.

В 1853 году стал игуменом Николо-Борковской пустыни Владимирской епархии, где при нём был выстроен новый братский корпус. Известно, что в Борковской пустыни игумен Георгий с особенной любовью принимал Саровских монахов.

Скончался о. Георгий в 1866 году.



Использованы материалы:

Бессонов А.В. «История Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря в кон. XVIII - нач. XX вв.» - дипломная работа, ПСТГУ