Игумен Никодим (Николай Ильич Монин) родился 28 сентября 1876 года в Москве в семье купца второй гильдии. Отец его занимался торговлей церковной утварью, имел собственный дом на Чистых прудах в Харитоньевском переулке. Николай с юных лет принимал участие в торговых делах отца: работал у него конторщиком. В 1895 году он окончил Московскую Практическую Академию Коммерческих наук, где получил прекрасное образование, изучив три языка: английский, немецкий и французский.
Около 1896 года Николай поступает вольноопределяющимся в армию (добровольно поступившие на военную службу после получения высшего или среднего образования несли службу на льготных условиях), служит один год в чине прапорщика, а затем возвращается в Москву и продолжает заниматься торговыми делами. В 1901 году он посещает Париж и Берлин.
22 января 1903 года Николай Монин становится насельником Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном ее настоятеля игумена Германа (Гомзина). Грамотного, говорящего на трех европейских языках Николая определяют на послушания библиотекаря и пономаря.
Через четыре года, 17 марта 1907 года, его зачисляют в указную братию и 21 марта постригают в монашество с именем Никодим. Еще через год, 23 марта 1908 года, монах Никодим был рукоположен во иеродиакона и назначен на послушание в канцелярию и помощником ризничного.
В 1909 году в Зосимовой пустыни возник конфликт между казначеем иеромонахом Ионой и настоятелем игуменом Германом, в результате которого по благословению митрополита Московского Владимира отец Герман был переведен в Стефано-Махрищский монастырь и назначен его строителем. Пятеро преданных учеников, в числе которых был и отец Никодим, последовали за своим духовным наставником.
С 27 сентября по 25 ноября 1909 года иеродиакон Никодим проходил служение в Свято-Троицком Стефано-Махрищском мужском монастыре Александровского уезда Владимирской губернии. Когда игумен Герман получил благословение вернуться в Зосимову пустынь, вместе с ним возвратились в родную обитель и его ученики.
4 мая 1914 года отца Никодима рукоположили во иеромонаха, и до закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году он исполнял в обители послушание секретаря и письмоводителя.
С 1923 по 1929 годы отец Никодим находился в Боголюбовской киновии, оформленной в эти годы как сельскохозяйственная артель. Здесь в 1929 году он был возведен в сан игумена.
19 сентября (2 октября нового стиля) 1928 года скончался старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев), проживавший после закрытия обители в Сергиевом Посаде. Все эти годы отец Алексий продолжал духовно окормлять многих бывших насельников Зосимовой Пустыни. Отец Никодим, которого старец особенно любил, ценил и уважал как своего собрата, был одним из самых близких людей, послуживших своему наставнику при его кончине.
В воспоминаниях Зосимовского игумена Владимира (Терентьева; канонизирован в лике преподобномучеников 27 декабря 2005 года) это событие описывается так: «При одевании его положили во гроб…присутствовали три его ученика: я, отец Макарий и отец Никодим. Отец Никодим показывал нам, как надо по уставу одевать монаха для погребения; я одевал, а отец Макарий помогал мне… После положения во гроб мы отслужили по нему панихиду, вынесли его в большую комнату и начали над ним читать Евангелие. Начал читать я, прочитал четыре главы, и меня сменил отец Никодим…» Присутствовал отец Никодим и при отпевании старца Алексия в храме апостолов Петра и Павла.
В 1932 году отец Никодим познакомился с Марией Сергеевной Гамбе, преподавательницей английского языка МГУ. Она, находясь в летний период на даче в Загорске (Сергиевом Посаде), была прихожанкой храма апостолов Петра и Павла, где тогда служил отец Никодим. В 1935 году этот храм был захвачен обновленцами, и отец Никодим был вынужден выйти за штат. В это трудное для него время Мария Сергеевна оказывала ему серьезную материальную поддержку.
С 1935 года игумен Никодим поселился у старосты храма апостолов Петра и Павла Николая Михайловича Сычева, дом которого стал «домашним монастырем»: в нем нашли себе приют шестеро монашествующих, совершались Богослужения. Одним из жителей этого дома в течение десяти лет был бывший духовник Троице-Сергиевой Лавры игумен Ипполит (Яковлев).
К знаменитому Лаврскому старцу приходили многочисленные духовные чада, приезжали паломники, что дало повод чекистам называть отца Ипполита «руководителем контрреволюционной монархической организации», а имя, данное ему при постриге, писалось ими в кавычках и преподносилось как конспиративная кличка.
В этом же доме нашла себе приют Анна Андреевна Самойлова, с детских лет бывшая послушницей Всехсвятского скита Феодоровского женского монастыря города Переславля. После закрытия монастыря послушница Анна переехала в Сергиев Посад и служила уборщицей в храмах города (с 1933 по 1935 годы – в храме апостолов Птера и Павла). Она имела вязальный станочек и, зарабатывая вязанием, оказывала материальную помощь игумену Никодиму и некоторым ссыльным монахам и священникам.
В последних числах ноября 1937 года вместе с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым) арестовали 14 человек верующих, в числе которых были игумен Никодим, Николай Михайлович Сычев и Анна Андреевна Самойлова. Игумен Ипполит скончался 22 ноября 1937 года, поэтому арестовать его уже не удалось. В справке на арест игумена Никодима (Монина) говорилось: «Никодим… состоит членом контрреволюционной монархической организации церковников и является ближайшим помощником руководителя данной организации «Ипполита», являясь связующим звеном между «Ипполитом» и внешним миром, а также непосредственным исполнителем всех распоряжений и указаний «Ипполита»…» Во время следствия арестованные содержались в Таганской тюрьме в Москве.
На вопрос, знаком ли он с архимандритом Кронидом, отец Никодим дает утвердительный ответ и говорит, что он часто общался с наместником в храме, заходил на квартиру помочь почтенному старцу (отцу Крониду тогда уже было 78 лет). Следственный протокол фиксирует показания отца Никодима: «Я лично, как и все монахи бывшей Троице-Сергиевой Лавры…до сих пор признаю обаяние и ореол духовной власти в архимандрите Крониде… И поэтому я обращался к нему за советами и в горестях, и в радостных случаях жизни…»
Отец Никодим искренне высказывал свое отношение к богоборческой власти: «Советская власть закрыла монастыри, и нам, монахам, не стало житья… Коммунисты закрывают церкви, арестовывают и сажают в тюрьмы духовенство, производят гонения на религию. Верующих людей так же притесняют, арестовывают и ссылают только за то, что они верующие».
7 декабря 1937 года Тройка НКВД СССР по Московской области приговорила игумена Никодима по статье 58-10 УК РСФСР («активное участие в контрреволюционной монархической группе монахов и духовенства») к расстрелу.
10 декабря 1937 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение», игумен Никодим был расстрелян и погребен на так называемом полигоне НКВД в Бутово.
В этот же день на Бутовском полигоне были расстреляны наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов), его бывший келейник игумен Ксенофонт (Бондаренко), бывший насельник Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре игумен Серафим (Крестьянинов), которые были прославлены в начале XXI века в лике преподобномучеников и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских, а также в Собор новомучеников и исповедников Радонежских, днем празднования которых было избрано 27 ноября/10 декабря (празднование было установлено 2 марта 2011 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).
14 ноября 1958 года Президиумом Московского областного суда игумен Никодим был реабилитирован.
Источники:
1. Зосимовский патерик. Зосимова пустынь, 2014г.
2. Сщмч.Илия Четверухин, Е.Л.Четверухина. Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского. М.,2014.
3. Игумен Никодим (Монин). (http://podvigvery.ru/kniga-pamyati).
4. Празднование Собору новомучеников и исповедников Радонежских. (http://www.stsl.ru).