• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
5 февраля 2019 года

Игумен Евгений (Лукьянов) - последний настоятель Стефано-Махрищского монастыря

5 февраля 1936 года преставился игумен Евгений (Лукьянов) - последний перед закрытием обители настоятель Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.


Игумен Евгений (Лукьянов Ефрем Яковлевич) родился в 1867 году в селе Андреевское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьян.

10 августа 1888 года Ефрем Лукьянов поступил в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой  Лавре. 24 августа 1890 года был определен в послушники, 8 марта 1892 года пострижен в монашество с именем Евгений, 2 августа 1898 года рукоположен во иеродиакона, а 26 декабря 1906 года - во иеромонаха.

В первые годы жизни в скиту отец Евгений проходил послушание пономаря, а с апреля 1902 года был назначен на должность помощника ризничего. Со времени рукоположения он также исполнял череду священнослужения. Труды иеромонаха Евгения и его усердие в несении послушаний были отмечены следующими наградами: в 1913 году – медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, 1 мая 1914 года – набедренником, 14 июля 1917 года – золотым наперсным крестом.

15 марта 1916 года скончался Строитель Гефсиманского скита игумен Мефодий. Духовный Собор Троице-Сергиевой Лавры избирает на эту должность иеромонаха Гефсиманского скита Израиля (Андреева), который с августа 1915 года состоял Строителем Стефано-Махрищского монастыря. На должность Строителя Махрищского монастыря Духовный Собор Лавры избрал ризничего Гефсиманского скита иеромонаха Евгения (Лукьянова), отметив при этом, что он подходит к занятию этой должности по своим качествам и способностям. К этому времени 49-летний отец Евгений провел в скиту уже почти 28 лет.

6 апреля 1916 года иеромонах Евгений был назначен на должность Строителя Свято-Троицкого Стефано-Махрищского мужского монастыря Владимирской губернии.

Служение отца Евгения в этой должности происходило в тяжелые для всех верующих годы изменения государственного строя, когда к власти пришли люди, поставившие одной из главных своих задач борьбу с религией.  Сохранился документ, в котором значится, что в марте 1917 года в Стефано-Махрищском монастыре представителями новой власти  был произведен обыск. Из послужного списка монашествующих Махрищского монастыря на начало 1918 года известно, что к этому времени под руководством отца Евгения в обители подвизались 11 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 6 монахов и два послушника. По возрасту многие из них были уже старше пятидесяти лет, некоторые значились как инвалиды и убогие. Так, например, монах Софроний (Лузин; 1860 года рождения) был слепым, до поступления в монастырь обучался в Училище слепых, а в обители исполнял послушания звонаря и певчего.

8 мая 1918 года в Троицком соборе Сергиевой Лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Тихоном иеромонах Евгений был возведен в сан игумена.

Вскоре начались сугубые преследования монашествующих со стороны безбожной власти.  31 августа 1918 года в Гефсиманском скиту Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем был произведен обыск. Однако «ничего подозрительного не оказалось». Осенью 1918 года началась конфискация имущества Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а 2 ноября 1919 года исполком ВЦИК Сергиева Посада принял решение «о полной ликвидации Троице-Сергиевой Лавры как монастыря». Чтобы продолжить монашескую жизнь, лаврская братия 25 декабря 1919 года вынуждена была преобразоваться в трудовую сельскохозяйственную артель и получила «в бесплатное и бессрочное пользование» имущество бывшего Гефсиманского скита. 29-31 мая 1920 года, на праздник Святой Троицы и Духов день, наместник Лавры архимандрит Кронид совершил последние Богослужения в Троицком соборе. Монашеская и богослужебная жизнь в Лавре замерла на долгие 26 лет.

После закрытия Лавры часть братии осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились на частных квартирах Сергиева Посада. Лаврское братство какое-то время сохранялось, велся даже журнал Духовного Собора.

Сохранился документ, из которого известно, что в начале 1922 года Строитель Стефано-Махрищского монастыря игумен Евгений обращался в Духовный Собор Лавры за благословением на совершение монашеского пострига двух послушников Махрищского монастыря. В выписке из рапорта игумена Евгения в Духовный Собор Лавры читаем: «…послушники Василий Буров и Андрей Чистяков, оба вдовые первым браком, пожелали принять на себя чин монашеского образа, будучи высокой нравственности, смиренны и послушны монастырскому уставу… При сем имею честь заявить, что документы у них отобраны советскою властию февраля 6 дня 1922 года.»  В марте 1922 года оба послушника были пострижены в монашество: послушник Василий с наречением имени Виталий, а послушник Андрей – с именем Анфим. Это был последний монашеский постриг перед закрытием монастыря.

В 1922 году в связи с  проведением кампании по изъятию церковных ценностей членам комиссии предлагалось «привлечь к ответственности, предварительно произведя точное расследование, органам ГПУ»  замещающего настоятеля Зосимовой пустыни игумена Феодорита (Кудрявова) и игумена Махрищского монастыря Евгения (Лукьянова). К этому времени все монашествующие, проживавшие в обителях, были включены специальными комиссиями в списки лиц, лишенных избирательных прав.

5 января 1923 года Стефано-Махрищский  монастырь был закрыт.

Сохранились сведения о дальнейшей судьбе нескольких насельников обители, из которых трое иеромонахов были подвергнуты сугубым репрессиям. Иеромонах Никон (Немов), вернувшийся в родную деревню, был арестован в марте 1931 года и сослан на 10 лет в Казахстан. Иеромонахи Никандр (Чубаровский) и Иоасаф (Забнин),  к 1937 году проживавшие поблизости от родного монастыря и иногда нелегально служившие в храме прп. Сергия села Махра, в марте 1937 года были арестованы и отправлены в ссылку в Казахстан на 5 лет.

Игумен Евгений  после закрытия монастыря вернулся в родные места и последние 13 лет своей жизни совершал служение в качестве приходского священника храма великомученика Никиты села Кишкино Александровского района Владимирской области. Его имя значится в списках лишенных избирательных прав села Кишкино  Андреевского райсельсовета за 1927-1933 годы с указанием: «лишен как служитель культа, священник, монах».

В Отделе Актов Гражданского Состояния села Кишкино имеется запись о смерти игумена Евгения (Лукьянова), из которой известно, что скончался батюшка 5 февраля 1936 года от сердечной недостаточности.


Источники:

РГАДА, Ф.1204.

Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Мон.Сергия (Каламкарова). Судьбы насельников монастырей в годы гонений. Доклад на секции Рождественских епархиальных чтений 27 октября 2016 года.