• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
25 декабря 2024 года

Знаю человека во Христе...


...Кто-то сказал, что все лентяи идут в монахи. И я ответил ему: «Однако мало кто становится монахом, а вот лентяев – много!..

Наставления архимандрита Софрония (Сахарова) о монашестве, записанные митрополитом Иерофеем (Влахосом) во время поездок в монастырь Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.


...С начала устроения Церкви и до сего дня так же, как передается священство, передается и монашеская жизнь как жизнь апостольская. Этим даром облагодетельствован и я, хотя и недостоин его. Монашеская жизнь есть жертва, истощание, но поэтому она есть и слава. Когда мы чувствуем, что отрекаемся от мира ради Христа, мы приобщаемся нетварному свету триединого Бога.

...Один человек спросил у меня совета, стать ли ему монахом. Я ответил ему, что не могу советовать. Он спросил: «Почему Вы мне не советуете? Разве Вы сожалеете о том, что стали монахом?» Я ответил: «Я не сожалею. Но когда к человеку приходит благодать Божия, он сразу уходит из мира в монастырь, и ему не нужны советы».

...Молитва монахов поддерживает весь мир. Так происходит потому, что человек создан по образу Божию, проявляется же образ прежде всего в чистой молитве. Такая реализация образа Божия является доказательством успешного сотворения мира. Если человек не молится, он живет потерю смысла своего творения и своего существования как провал.

...В монашеской жизни боль неизбежна. Опасным было все, что я прошел в своей жизни, ибо, если кто верит, что ему дана благодать Божия, может впасть в прелесть. И со многими так и случилось. Когда же кто живет монашеской жизнью с болью, он может дойти до того, что скажет: «Лучше бы мне было не родиться». Настолько велика его боль. Но боль есть великий дар. Это – привилегия.

...Телесные недуги у монахов отличаются от телесных недугов мирян. Обычно их даже не могут определить врачи. Иногда болезни бывают во благо, ибо помогают духовно.

 ...Кто-то сказал, что все лентяи идут в монахи. И я ответил ему: «Однако мало кто становится монахом, а вот лентяев – много!.. Монахи не лентяи, польза от них простирается во все концы вселенной, во все человечество. Деятельность приходских священников ограничивается церковным приходом, а монахи помогают всему миру. В наш монастырь приходят люди со всего света.

 ...В мире осталось мало монахов. Все – против нас, потому нам нужно иметь любовь между собой.

 ...Когда не будет монахов, тогда пропадет и вера. 

...На мирском уровне считается остроумием, когда ученик исправляет учителя и спорит с ним. Но на духовном уровне, если послушник противоречит старцу, то это глупость и духовная смерть.

...В наше время монастыри перестают быть очагами богословия. В них могут жить благочестивые люди, но не богословы. Одно дело – благочестие, другое – богословие.

...Обычно люди, которые приходят в монастырь, чтобы стать монахами, страдают от многих страстей, и пройдет много лет борьбы, прежде чем они от них исцелятся. Для исцеления недостаточно одной молитвы, необходимо также послушание монаха и терпение духовника. Некоторые монахи обладают сильным телом, и, когда они проявляют непослушание, в них говорят тело и страсти.

...Когда человека презирают, он становится свободным. Так случается и в монастыре. Когда монаха презирают, он может жить как исихаст. Если же кого-то считают выдающимся, тогда другие монахи осуждают его, и он сам старается, чтобы хорошее мнение о нем не пропало. Таким образом, он сам становится несвободным.

...Когда я жил на Святой Горе и молодые монахи творили бесчинство, старые монахи говорили: «Хорошо, что не хуже». А мы сейчас говорим: «Хорошо, что хоть так».

...Чрез жизнь и подвиг в монастыре стяжавается опыт, который позволит затем монаху жить в пустыне. Без сего жизнь в пустыне невозможна. Если монах уйдет в пустыню, мучимый еще помыслом против брата, то сей помысл никогда не оставит его.

...Настоящее монашество проявляется двояко. С одной стороны – через слезы покаяния и благодатного отчаяния от себя самого, с другой – через самоосуждение. Это две стороны одной монеты. Монах должен плакать и приходить в отчаяние от себя – от того, какой он есть. Так возникает в сердце боль. Сердце уязвляется, и рана порождает память о Боге. По ночам оно ощущает себя как бы пронзенным остриями, а днем оживленно вожделеет Бога. Это состояние естественно подлинным монахам. Так рождается непрестанная молитва. Бывает достаточным всего четверти часа сильной молитвы со слезами и самоосуждением, чтобы ум пребывал с Богом весь день ... Этот принцип отражают слова: «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся». Сие делание – претрудное, но в нем – истинное монашество. Это содержание всех гимнов Церкви. В церковных службах мы выражаем наше ничтожество («держи ум свой во аде») и просим милости Божией («и не отчаивайся»). Всякий иной подход к Богу – вне «духа» Православной Церкви и ее аскетической традиции. Обобщение всей нашей жизни выражено в молитве: «Тебе единому согрешихом, но Тебе единому и покланяемся».



Из книги митрополита Иерофея «Знаю человека во Христе... Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова»

источник