• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
4 ноября 2023 года

Заступнице усердная


22 октября/4 ноября совершается празднование Казанской иконе Богородицы — напоминание о милости Пречистой Девы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

Во время осады Троице-Сергиевой Лавры польскими интервентами (1608-1610) на землях Александровской Слободы происходили драматические события, оказавшие решающее влияние на ход событий Смутного времени. В это время Стефано-Махрищский монастырь был разорен поляками, разграблен и почти дотла сожжен.


В 1608 году осаду войска самозванца Лжедмитрия II под командованием Яна Сапеги и Александра Лисовского начали осаду Троице-Сергиева монастыря и почти сразу заняли Александровскую Слободу, превратив ее в пункт сбора фуража, изымаемого у местных жителей для осаждавших Троицкую обитель отрядов. Оккупация поляками бывшей опричной столицы мешала слиянию русских войск, стремившихся из северных регионов воссоединиться с армией центра для совместного похода и освобождения Троице-Сергиева монастыря.

С осени 1609 года обстановка резко меняется: Слобода была освобождена русскими войсками под командованием талантливого полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, племянника царя Василия Шуйского. Понимая выгоду стратегического положения Слободы, Скопин-Шуйский сразу же приказал начать строительство деревянного острога, а также привести в порядок и усилить фортификационные сооружения, возведенные еще при царе Иване Грозном. Создание военно-инженерных укреплений легло на плечи войска и местных жителей.

После освобождения Александровской слободы возглавлявшие польско-литовское войско Ян Сапега и Роман Ружинский не оставляли надежды вновь завладеть ею. Бои в окрестностях города продолжались в октябре-ноябре 1609 г.

Решающее сражение русских полков М.В. Скопина-Шуйского с захватчиками состоялось у села Каринское. По свидетельству Нового летописца «был бой великий… Литовские же люди русских столкнули и топтали их до самых надолбов. Князь Михаил Васильевич вышел сам против них. И литовских людей побили и от Слободы отогнали».

Как видно из записи источника, иноземные солдаты разгромили лишь боевое укрепление правительственного войска у села Каринское, но не смогли одержать полную победу над его основными силами, которые сконцентрировались в Слободе, защищенной теми самыми «надолбами» - оборонительными сооружениями, наспех возведенными по приказу М.В. Скопина-Шуйского.

Иноземцы вынуждены были ни с чем отступить к Троице-Сергиеву монастырю, а Александровская слобода стала центром воссоединения русской правительственной армии. Сюда подходили отряды из Владимира, Ярославля, Ростова Великого, Костромы, Нижнего Новгорода. За три месяца пребывания в Слободе увеличившееся войска было хорошо подготовлено. Русские отряды освобождали от поляков близлежащие села, оттесняя иноземцев к Троице-Сергиевой обители.

12 января 1610 г., в день памяти святой мученицы Татианы, не выдержав давления войск Скопина-Шуйского, Сапега и Лисовский со своими отрядами сняли осаду Троицкой обители, длившуюся шестнадцать месяцев. Освобождение Лавры повлекло за собой небывалый подъем патриотизма по всей стране, понимание необходимости прекращения гражданской войны, как главного условия сохранения государственности. 

Осада Троице-Сергиевой лавры
В.П. Верещагин, 1891 год

Поляки отступили к Дмитрову, возле которого были вновь разбиты русскими войсками. Положение Сапеги становилось все более тяжелым, и 27 февраля, уничтожив тяжелую артиллерию и приказав поджечь город, остатки польской армии покинули Дмитров и двинулись на соединение с королем Сигизмундом III.

6 марта 1610 г. прекратил свое существование Тушинский лагерь, а 12 марта русская армия триумфально вошла в Москву.

«И была в Москве радость великая, и начали во всех церквах в колокола звонить и молитвы Богу воссылать, и все радости великой преисполнились. Люди же города Москвы все хвалили мудрый добрый разум, и благодеяния, и храбрость Михайла Васильевича Скопина-Шуйского».

Внезапная трагическая кончина талантливого полководца 23 апреля 1610 года и недоверие русского общества к царю Василию Шуйскому не позволили закрепить военный успех и изгнать захватчиков. 

В конце 1610 года обстановка в стране была крайне тяжелой. После поражения русско-шведских войск под Клушино царь Василий Шуйский был низложен и выдан полякам. В стране царило безвластие. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Россию наводнили банды казаков и бродячих искателей легкой наживы, которые грабили и убивали. 

Осенью 1610 года, при содействии боярского правительства, известного под названием "Семибоярщины", Москва была занята польско-литовским гарнизоном, целью которого было утверждение власти польского короля.

Не подчинившийся боярам патриарх Московский Ермоген был заключен под стражу; из своего заточения святитель начинает рассылать послания по всем областям государства, призывая защищать православную веру, прекратить распри, объединиться и собирать ополчение для освобождения страны от врагов. 

В январе 1611 года начинается формирование так называемого Первого ополчения для освобождения Москвы от поляков. Во главе его находился рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, выборные власти и воеводы Нижнего Новгорода, Ярославля и других городов Поволжья, Центра и Севера страны, а также предводители отрядов бывшего Тушинского лагеря в Туле, Калуге, Суздале (князь Д. Т. Трубецкой, И. М. Заруцкий и А. З. Просовецкий).

По благословению патриарха Ермогена, казанскими дружинами в ополчение был принесен список с чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы. 

В начале Первое ополчение действовало успешно, но попытки Ляпунова и его сторонников обуздать привыкших в своеволию и безнаказанным грабежам казаков, а также интриги атамана Заруцкого, привели к тому, что на казачьем кругу 22 июля 1611 года П. П. Ляпунов был зарублен. В рядах ополчения произошел раскол и оно уже не имело возможности вести успешные боевые действия. Казанская икона была отправлена обратно в Казань.

Смутное время
П.В. Рыженко, 2003

Путь святого образа лежал через Ярославль. А ему навстречу уже двигалось Второе нижегородское ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

Дружина Пожарского и список Казанской иконы прибыли в Ярославль одновременно. Чудотворная икона осталась во Втором ополчении и стала его духовным симоволом.

В Ярославле было сформировано Земское правительство, положившее конец безвластию в стране. В город стекались воинские дружины русских городов. Князь Пожарский делал все возможное, чтобы сплотить вокруг Ярославля национальные силы.

В мае 1612 года в Ярославле вспыхнула «моровая язва». Эпидемия стремительно распространялась, народ пришел в смятение, многие дворяне стали уезжать в свои имения. 

Князь Димитрий и жители города вместе с древним почитаемым образом Спаса Нерукотворного и другими святынями прошли крестным ходом вокруг Ярославля. Вскоре эпидемия прекратилась и люди стали возвращаться.

В конце июня 1612 года, когда ополчение уже было готово к походу на Москву, произошло покушение на жизнь Пожарского. К счастью, убийца промахнулся и был схвачен. Но происходящие бедствия воспринимались в войсках как знаки будущего поражения, некоторые ополченцы стали покидать Ярославль, теряя веру в успех похода.

В это драматическое время из Борисоглебского Ростовского монастыря князю Пожарскому пришла грамотка - благословение преподобного старца Иринарха Затворника. Вот как об этом повествует житие преподобного Иринарха: "... и посла старец Иринарх ему челобитье и просвиру и повелевая им идти под Москву со всею ратию, не бояся Ивана Заруцкого, да узрят славу Божию". Когда весть об этом разошлась по полкам, радостная уверенность в победе поселилась в сердцах воинства, ушедшие из Ярославля стали возвращаться. Через несколько дней Второе ополчение выступило к Москве. 

По пути князь Димитрий и Кузьма Минин посетили преподобного Иринарха в его затворе. Старец Иринарх, благословив их, дал им свой крест на помощь.

Второе ополчение прибыло к столице. 21-24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками Ходкевича под Москвой. К вечеру 24 августа была одержана победа, а сам гетман с остатками войска утром года ушел в Польшу. Однако борьба с засевшими в Москве поляками продолжалась еще два месяца. 

Победа стала настоящим чудом Казанской иконы Богородицы. Главной битве предшествовал всеобщий трехдневный пост и сугубая молитва. В это же время в осажденном Кремле находился в плену прибывший из Греции тяжело больной от потрясений архиепископ Элассонский Арсений. Ночью, накануне освобождения, его келия вдруг озарилась светом и он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны. Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена".

На следующий день, 22 октября 1612 года (4 ноября по н.ст.), русские войска, воодушевленные видением, неся Казанскую икону в своих рядах, овладели Китай-городом, а еще через два дня — Кремлем. В воскресенье 25 октября дружины, шедшие крестным ходом в Кремль с Казанской иконой, были встречены на Лобном месте архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы. Потрясенный народ со слезами молился Небесной Заступнице. 

После освобождения Москвы князь Димитрий Пожарский поставил чудотворный список Казанской иконы в своей приходской церкви Введения во храм Богородицы, что на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в новый Казанский собор на Красной площади, построенный в честь освобождения от поляков.

С 1649 года день 22 октября (4 ноября по н.ст.) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

Освобождение Москвы князем Пожарским и гражданином Мининым
Демидов В.К., 1836 год

В Смутное время междоусобия и междуцарствия Махрищский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен польскими интервентами.

В 1613 году все Залесье представляло собой сплошную пустыню. Дозорщику Ивану Воейкову, посланному в 1614 году по повелению царя Михаила Федоровича описывать села и станы смежных с Великой (Александровской) слободой земель, предстала страшная картина: разоренные сожженные села – Зеленцино, Неглово, Юрцово – с заброшенными избами и неубранными трупами. "А ныне все пусто: села и деревни запустели от литовских людей".

Десятки монастырей в это время навсегда исчезли с лица земли. В Махрищской обители уцелели лишь остовы каменных стен церквей. В народе долго сохранялся рассказ о том, как злодейские руки, дерзнувшие прикоснуться к гробнице преподобного Стефана, были попалены огнем,после чего враги Церкви Божией, устрашенные этим чудом, разбежались, оставив святую обитель.

На разоренный Стефано-Махрищский монастырь обратили внимание Троицкие старцы. Братия Троице-Сергиева монастыря во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским) просили разрешения избранного царя Михаила Феодоровича Романова переписать Махрищскую обитель и земли на их имя.

В августе 15 дня 1615 года (на Успение Пресвятой Богородицы) архимандрит Дионисий и келарь Авраамий были пожалованы государевой грамотой, согласно которой обитель преподобного Стефана была приписана к Троице-Сергиевому монастырю.

Благодаря покровительству Сергиевой обители началось восстановление Махрищского монастыря после страшного разорения. 

В настоящее время в Троицком храме Махрищской обители находится старинная Казанская икона Пресвятой Богородицы, переданная в обитель игуменом Порфирием (Клименко, 1951-2022).



Использованы источники:
tatmitropolia.ruruskline.rukreml-aleksandrov.ru