• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
15 ноября 2022 года

Если брат скажет тебе грубое слово…

Наставления преподобного Исаии отшельника (IV в.), одного из древних подвижников египетской пустыни Скит, в толковании современного наставника монашествующих схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса).


"Если брат скажет тебе по малодушию грубое слово, перенеси это с радостью, и если рассмотришь свои помыслы как перед судом Божиим, то найдешь, что ты сам согрешил." авва Исаия, "Слова подвижнические"

Если ты будешь работать вместе с братьями, и кто-то из них по немощи или малодушию тебе нагрубит (что неизбежно), ты не огорчайся. Понеси это горькое и резкое слово с радостью, потому что если ты не будешь внимателен к себе, то породишь внутри себя помысел, который станет грехом. А если ты еще и осудишь брата за то, что он с тобой плохо обошелся, то усугубишь свой грех, тогда как этот бедняга просто проявил малодушие.

Выражением по малодушию авва Исаия старается объяснить и оправдать причину, по которой возникают плохие отношения между монахами и вообще людьми. Когда кто-то обходится с нами плохо, мы противимся ему, потому что он якобы нами пренебрегает и нас позорит или перекладывает на нас ответственность, тогда как на самом деле своим поведением он выставляет в дурном свете только самого себя.

Я тебе говорю: «Пойди туда-то», а ты меня поносишь. Я тебе говорю: «Благослови», а ты меня проклинаешь.  Я прошу тебя принести мне что-то, а ты обзываешь меня бездельником. Тогда я возмущаюсь: «Меня, старца, называть бездельником! Он не уважает моих седин!»

Все это оправдания, потому что, по сути, его безобразное поведение не имеет никакой связи с тем, что ты ему сказал, или с тем, о чем попросил. Оно просто обнаруживает его неблагородство, плохую наследственность, то, что душа его немощна, что он мыслит неверно, что страсти действуют в нем и не дают ему понять то, что он говорит. Его поведение показывает, наконец, его невоспитанность. Это и означает по малодушию. Что-то из перечисленного заставляет его грубить. Но зачем ты, вместо того чтобы его пожалеть, противоречишь ему?

Уста человека всегда говорят «от избытка сердца» (см. Мф.12.34). И человек, который повел себя так, открыл таким образом свою боль, свою горечь. Если кто-то грубит, противоречит, возражает, значит с ним что-то не в порядке. Мы должны покрыть его немощь, дать ему поесть, отдохнуть, а ты вступаешь с ним в спор. Не противоречь ему, иначе удвоишь свой грех.

Как видите, авва Исаия везде говорит о том, что обрести Бога можно только в наших отношениях с людьми.

Когда человек не смотрит на брата с состраданием, пониманием, сочувствием, то этим он показывает, что не имеет ни одной добродетели.

Окружающие нас люди никогда не перестанут быть образом Божиим, членами тела Христова, драгоценными чадами Церкви, призванными в Царство Небесное – даже тогда, когда они погружены в бездну греха.

Милосердие – это  та добродетель, которая помогает мне не замечать страстей человека, его грехов и немощей, и в таком случае я люблю его, признаю его святость, то есть признаю, что он принадлежит к телу Церкви, имеющему Святую Главу, но при этом я ничего от этого человека не ожидаю. Пусть делает, что хочет, пусть говорит, что хочет. Если в ответ на мое приветствие он меня оскорбит, прогонит, обидит, проклянет, то я не стану его судить, не придам значения его поведению.

Меня должны занимать только собственные грехи, за которые я дам ответ перед Богом.

Итак, первое – не обращай внимание на то, что делает ближний, и второе – не позволяй себе вмешиваться в его жизнь, чтобы он не смог тебя запятнать.

Способность не замечать погрешностей ближнего означает, что я способен смотреть на человека не с внешней стороны, а проникать в глубины его бытия. Например, за церковной иерархией я вижу лик апостолов, пророков, Самого Христа, «невидимо с нами пребывающего». За конкретным грехом человека, за каким-нибудь бродягой, хулиганом я вижу душу, которую создал Христос. Откуда мне знать, не осудит ли Господь меня самого в день Второго пришествия?

Истинное милосердное отношение к ближнему, которого я люблю и которому безвозмездно делаю добро, рождает в душе совершенно необходимые для духовной жизни качества: проницательность, прозрение, дар различать то, что происходит внутри человека.

Когда я обращаю все свое внимание на внешнее поведение людей: отчего этот человек ведет себя так, а другой эдак, то становлюсь чурбаном, бесчувственной вещью, не постигаю глубин человеческого бытия, не открываю в человеке Духа Святого, который ждет момента его воскресения.

Парадоксально, но те люди, которые пытаются полюбить ближнего и приобрести его любовь с помощью слов и общения, возводят вокруг себя неприступные стены одиночества.

Напротив, если я храню молчание, смотрю на людей как на ангелов, сынов Божиих, сотворенных Его руками, то это открывает во мне такие органы чувств, которые позволяют мне познавать глубины человеческого бытия и помогают полюбить человека. Такой взгляд – это и есть истинное общение и сочувствие, поэтому он и ведет к любви. Без милосердия не откроются  духовные органы чувств, не будет и любви, которая ведет нас к непорочности.  



~ схиархимандрит Эмилиан (Вафидис), "Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии"
Издание Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга
Фото: tvereparhia