• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
4 октября 2024 года

Епископ Антоний (Миловидов)


4 октября 1937 года был расстрелян епископ Омский и Павлодарский Антоний (Миловидов), положивший начало своей монашеской жизни в Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре. 


Епископ Антоний, в миру Александр Николаевич Миловидов, родился в Москве 31 мая 1877 года в семье дворян Николая Алексеевича и Елизаветы Ивановны Миловидовых. Через два с половиной года после рождения сына, 18 октября 1879 года, в семье родилась дочь – Елизавета Николаевна. Отец Александра скончался, когда мальчику было около 4-х лет.

В юные годы Александр учился в Московской гимназии, которую окончил в 1897 году.

Через год, в 1898 году, он поступил в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь Владимирской губернии, числившийся приписным к Троице-Сергиевой Лавре.

В 1903 году Александр был зачислен в Махрищский монастырь указным послушником.

В 1906 году послушника Александра перевели в Московский Спасо-Андроников монастырь, а оттуда вскоре направили на Ялтинское архиерейское подворье, где он был посвящен в иподиакона.

В 1907 году иподиакон Александр Миловидов возвращается в Махрищский монастырь.

На Духовном Соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1908 году было принято решение о перемещении иподиакона Махрищского монастыря Александра Миловидова в Новгородский Юрьев монастырь. 8 июля 1908 года Александр был пострижен в монашество с именем Антоний. С 10 ноября 1908 года монах Антоний был ризничим в Юрьеве монастыре Новгородской губернии. В этом монастыре его в 1909 году рукоположили сначала во иеродиакона, а затем и во иеромонаха. А в 1910 году он опять был переведен в Москву, в Никольский единоверческий монастырь, где проходил служение в должности казначея.

Никольский единоверческий монастырь

В октябре 1911 года настоятелем Никольского единоверческого монастыря был назначен игумен Никанор (Кудрявцев), которому в это время было 27 лет. Отец Никанор с гимназических лет и до конца своей жизни дружил с Николаем Звездинским – будущим епископом Дмитровским Серафимом, причисленным Русской Православной Церковью к лику святых как священномученик. Игумен Никанор в 1921 году был хиротонисан во епископа Богородского, скончался в 1923 году в возрасте 39 лет от бронхиальной астмы. В 1981 году епископ Никанор (Кудрявцев) был причислен к лику святых Русской православной церковью заграницей. Воспоминания о нем сохранились в стихотворении Патриарха Пимена (Извекова), который в юные годы был у него иподиаконом.

В 1912 году у казначея Никольского монастыря иеромонаха Антония (Миловидова) произошел конфликт с настоятелем игуменом Никанором в связи с попыткой отца Антония улучшить качество питьевой воды для братии монастыря. Отец Антоний был на 7 лет старше настоятеля и, возможно, его настойчивость в решении этой проблемы была чрезмерной. В результате игумен Никанор принял решение отправить иеромонаха Антония «для научения смирению» в Смоленскую Зосимову пустынь под руководство ее настоятеля игумена Германа (Гомзина). Игумен Герман, по всей видимости, был знаком с отцом Антонием еще с тех лет, когда последний был послушником Стефано-Махрищского монастыря, так как в начале ХХ века посещал этот монастырь и даже на два месяца осенью 1909 года был переведен туда на должность строителя.

В Зосимовой пустыни иеромонах Антоний пробыл недолго: 4 февраля 1913 года указом Святейшего Синода он был назначен настоятелем Златоустовского Воскресенского единоверческого монастыря Уфимской губернии – одного из крупнейших единоверческих монастырей на Урале, основанного в 1849 году на берегу реки Иструть. Этот монастырь являлся духовным и административным центром единоверия на Урале. К началу ХХ века монастырь имел штат из 34-х человек. Помимо обязанностей настоятеля иеромонах Антоний исполнял обязанности благочинного единоверческих храмов и монастырей Уфимской епархии.

Епископ Антоний (Миловидов) с братией

29 июня 1917 года определением Святейшего Синода отец Антоний был награжден саном игумена. 8 июля 1917 года в городе Петрограде епископом Уфимским и Мензелинским Андреем (Ухтомским) он был возведен в сан игумена с возложением палицы. В июле 1917 года игумен Антоний участвовал во Всероссийском съезде монашествующих, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре. А затем с 23 по 28 июля 1917 года он был делегатом второго Всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде, на котором прочел доклад «О благоустройстве православно-старообрядческих монастырей».

29 декабря 1919 года Высшее Церковное Управление рассматривало просьбу единоверцев Уфимской епархии о назначении игумена Антония на Саткинскую кафедру, которую на Поместном Соборе было решено учредить в Златоустовском Воскресенском монастыре. Однако это прошение не было удовлетворено. Видимо, такая активность священнослужителя не осталась без внимания со стороны новой власти: в 1920 году он был впервые арестован и по обвинению в контрреволюционной агитации приговорен к 6 месяцам концлагеря. Подробности этого осуждения остались неизвестны.

18 мая 1921 года в Московском храме Вознесения отец Антоний был возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Тихоном и продолжал свое служение в должности настоятеля Златоустовского Воскресенского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году. Архимандрит Антоний посвятил закрытию монастыря несколько стихотворных строк, получивших название «Плач инока о разрушении своей обители», полных любви и надежды на ее возрождение в будущем:

        Плачет сын твой о горе твоем, но воспрянешь – и радостен будет.
        Грешны мы, дети твои, но за то наказаны строго.
        Кайтесь, молитесь и помните: у Господа милости много.
        Мрачное время пройдет – и увидишь ты лучшую долю,
        Славу, обилье, почет и ярмом не стесненную волю.
        Буду ль с тобою тогда я, иль вдали за горами,
        С радостью имя твое назову пред толпами.
        «Да, - я скажу, - мы согрешили, но страданье вину искупает».
        Славна обитель, воспрянь же: заря возрожденья ведь когда-нибудь засияет.
 
Златоустовский Воскресенский единоверческий монастырь

После закрытия монастыря архимандрит Антоний служил в храмах Златоустовского уезда: в 1923 – 1924 годах был настоятелем храма в селе Тюбеляс, а в 1924 – 1925 годах – настоятелем храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в селе Усть-Катав, одновременно исполняя обязанности благочинного 1-го района православных церквей Златоустовского округа. Через два месяца после смерти Святейшего Патриарха Тихона, который отошел ко Господу 7 апреля 1925 года, 6 июня 1925 года, в поселке Теджен в Западном Туркестане ссыльные архиереи – архиепископ Андрей (Ухтомский) и епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов) - совершили хиротонию архимандрита Антония во епископа Усть-Катавского, викария Уфимской епархии.

16 марта 1926 года в городе Уфе состоялось архиерейское совещание, обсуждавшее каноничность поставления епископов Руфина (Брехова), Питирима (Ладыгина) и Антония (Миловидова), в котором приняли участие епископ Златоустовский Николай (Ипатов) и три викария Уфимской епархии: епископ Иоанн (Поярков), епископ Серафим (Афанасьев) и епископ Вениамин (Фролов). Несмотря на то, что собравшиеся в Уфе архиереи ранее были участниками Уфимской автокефалии, существовавшей с 1922 года под руководством архиепископа Андрея (Ухтомского), хиротонии были признаны недействительными, поскольку они совершались без благословения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского).

29 марта 1926 года епископ Антоний был запрещен в служении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Существует мнение, что епископ Антоний после того, как он был запрещен в служении, перешёл в  старообрядческую юрисдикцию, к так называемым «беглопоповцам». Однако, при внимательном изучении происходивших в то время событий, можно утверждать, что это мнение неверно. В переходе к беглопоповцам обвиняли архиепископа Андрея (Ухтомского), который совершил хиротонию архимандрита Антония во епископа. Владыка Андрей последовательно опроверг такие обвинения, имея свидетелей происходивших событий. Митрополит Ярославский Агафангел, к которому ездил по вопросу обвинения архиепископа Андрея епископ Питирим (Ладыгин), сказал ему, что церковное поведение архиепископа Андрея было безупречно и для умиротворения Уфимской паствы предложил собрать совещание из по крайней мере трех ближайших архиепископу Андрею епископов.

Архиепископ Андрей (Ухтомский) и епископ Аввакум (Боровков)

3 февраля 1927 года в Уфе состоялось собрание, в котором приняли участие епископ Старо-Уфимский Аввакум (Боровков), епископ Питирим (Ладыгин) и епископ Антоний (Миловидов), которые внимательно рассмотрев все материалы, предоставленные архиепископом Андреем по делу его общения с беглопоповцами, выпустили «Акт», в котором изложили обстоятельства дела и пришли к выводу, что он не переходил к беглопоповцам и обвинение его в этом со стороны митрополита Сергия (Страгородского) является необоснованным.

С 16 по 19 октября 1927 года епископ Антоний принимал участие в Съезде староцерковного клира и мирян Уфимской епархии – сторонников архиепископа Андрея (Ухтомского). По решению съезда на период отсутствия в Уфе архиепископа Андрея, временно управляющим Уфимской епархией был назначен епископ Аввакум (Боровков), однако поскольку он не подчинялся митрополиту Сергию (Страгородскому), 10 декабря 1927 года его арестовали и вскоре отправили в ссылку.

12 ноября 1927 года владыка Антоний встретился в Москве с Михаилом Александровичем Новоселовым (прославлен в лике новомученика на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.) и передал ему материалы уфимского съезда.

15 – 18 ноября 1927 года епископ Антоний был наблюдателем от «Уфимской автокефалии» на съезде староцерковников – «григориан» (сторонников митрополита Григория (Яцковского)), проходившем в Москве.

В декабре 1927 года, вскоре после ареста епископа Аввакума (Боровкова), епископ Антоний признал заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) каноническим главой Русской Православной Церкви. 23 декабря 1927 года определением Священного Синода при митрополите Сергии он был назначен епископом Троицким, викарием Челябинской епархии.  

В феврале 1928 года епископ Антоний провел собрание городского духовенства города Троицка. С 27 апреля 1928 года ему поручается управление викариатством Казанской епархии с центром в городе Бугульме Татарской АССР. В июне 1928 года епископ Антоний провел собрание городского духовенства Бугульмы с повесткой дня о созыве 2-го Поместного Собора, который руководство РПЦ во главе с митрополитом Сергием (Страгородским) предполагало провести с целью избрания нового Патриарха. Однако в отличие от других религиозных организаций (обновленческих, старообрядческих, баптистских) РПЦ не получила от властей разрешение на проведение Собора.

30 ноября 1928 года епископ Антоний был арестован ОГПУ в Бугульме по обвинению в организации собраний духовенства городов Троицка и Бугульмы, которые были названы следствием «нелегальными собраниями антисоветских церковников».

Епископ Антоний (Миловидов).
Тюремная фотография

С декабря 1928 года епископ Антоний содержался в пересыльном Домзаке города Казани. 24 мая 1929 года Особым Совещанием при коллегии ОГПУ он был приговорен к трем годам ссылки за «антисоветскую агитацию, проведение нелегальных собраний антисоветских церковников, хранение и распространение контрреволюционных документов» по статье 58-10 ч.1 УК РСФСР. Владыка был выслан в Самару, где в 1930 году был вновь арестован и 9 сентября приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ). С сентября 1930 г. по май 1933г. он отбывал заключение в Вишерских лагерях Пермской области.

После освобождения, 16 июня 1933 г., владыка был назначен епископом на Енисейскую и Красноярскую кафедру. В те годы Красноярский край стал одним из основных мест заключения и ссылок для православных архиереев и священнослужителей. Несмотря на недовольство местных властей, владыка Антоний стремился поддержать своих собратьев и оказать им посильную помощь. Известно, что в октябре 1933 года он навестил сосланного в Туруханский край митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) и после этой встречи переписывался с ним. Во вверенной ему епархии епископ Антоний не только совершал служение в храмах, но и встречался с верующими на квартирах, посещал и духовно окормлял монахинь упраздненных обителей, вынужденных жить в миру. Такая активность архиерея раздражала власть имущих, и 3 мая 1934 года владыка был переведен на Ачинскую кафедру, где его служение продолжалось до сентября 1935 года.

9 сентября 1935 года владыка Антоний был назначен епископом Омским и Павлодарским, в его ведении также находилась область упраздненной к тому времени Челябинской епархии. Здесь владыка Антоний постарался сплотить духовенство по примеру дореволюционного Епархиального Братства. Власти не оставили незамеченной эту деятельность: 29 ноября 1936 года епископ Антоний был арестован в городе Омске и обвинен в руководстве контрреволюционной группой и объединении вокруг себя реакционного духовенства, проведении контрреволюционной клеветнической пропаганды и т.п.

На допросе следователь задал вопрос: «У Вас существовала нелегальная касса по оказанию помощи осужденному контрреволюционному духовенству. Скажите, кому Вы пересылали деньги?»  Архипастырь ответил: «В августе 1936 года я послал 50 рублей осужденному и отбывающему наказание в лагерях епископу Красноярскому Феофану (Еланскому), своему преемнику на кафедре. В августе или сентябре переслал в Петропавловск 30 рублей находящемуся в ссылке иеромонаху. В это же время переслал рубашку архиепископу Амфилохию (Скворцову), а в октябре переслал через монахиню 10 рублей знакомому диакону Зайцеву, отбывавшему наказание в Казахстане».

Священномученик Амфилохий (Скворцов),
архиепископ Красноярский

Из этих строк следственного дела можно разглядеть нравственный облик владыки Антония как милостивого и заботливого архипастыря. Все те, кому доводилось знать этого иерарха и на свободе, и в местах заключения, единодушно свидетельствовали, что епископ Антоний отстаивал евангельские идеалы не только на словах, но и реальными делами. Омчане вспоминали о нем как о кротком и благоговейном пастыре, отмечали его особенную любовь к монашествующим. В материалах же следствия деятельность владыки характеризовалась так: «Епископом Миловидовым в течение 30-х годов проводилась контрреволюционная работа по организации кадров духовенства на борьбу с советской властью. Для этой цели он высказывал среди них фашистские идеи и ободрял на борьбу, призывал надеяться на помощь интервенции.»

19-22 марта 1937 года состоялось судебное рассмотрение дела на специальной коллегии Омского областного суда. На судебном заседании епископ Антоний отказался от всех показаний, данных им на предварительном следствии. В протоколе было записано с его слов: «Действительно, вокруг меня организовывались Омские священники, но с ними я никакой контрреволюционной агитации не вел».

22 марта Омский областной суд приговорил епископа Антония к 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей. В апреле челябинские чекисты организовали провокационный выброс письма якобы от епископа Антония, и 3 апреля Владыке было предъявлено новое обвинение в том, что он, «являясь епископом Омской области и проживая в Омске без разрешения Комиссии по культам, осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской области и создавал контрреволюционные формирования, перед которыми ставил задачу подготовки кадров для вооруженного выступления в случае войны».

Читая показания свидетеля П. о том, что он поручал создавать группы враждебных соввласти людей с целью подготовки их для активной борьбы с соввластью, может быть, даже с оружием в руках, Владыка записал в протоколе: «Удивляюсь наивности следствия и заявляю, что свидетель подучен следствием лжесвидетельствовать на меня… Да и я ведь с ума не сошел, чтобы встречному и поперечному, первый раз увиденному мною человеку заявлять такие тайны и кооптировать его как бы в свои агенты. Кто же из церковников может выступать с оружием в руках, когда церковь посещают преимущественно только старухи. Все это ложь и ложь». В заключении Владыка написал: «Я дам ответ после получения из Москвы ответа касательно возбужденной мной жалобы по поводу сфабрикованных листовок в Челябинском НКВД».

Успенский Кафедральный собор. г. Омск
Начало XX в.

В тот же день следователи составили акт, в котором жаловались на епископа начальству: «Обвиняемому Миловидову было представлено следственное дело № 4277 по обвинению его и других в количестве 22 человек по ст.58-10-11. Миловидов знакомился с делом свыше двух часов. В процессе ознакомления вел себя вызывающе, невыдержанно, проявлял насмехательство и грубость по адресу следствия, а от подписи в протоколе об окончании следствия отказался, написав: «Следствие называет меня нахалом. Миловидов»… Во время допросов и на очных ставках отвечать не желал, умышленно уклонялся от ответов, нанося следствию словесные оскорбления…» 

Человеку, воспитанному в дворянской семье, прожившему в молодые годы в монастырях дореволюционной России, занимавшему высокие ступени в духовной иерархии, общаться с людьми, пытавшимися приписать ему абсурдные обвинения, на основании которых решалась его судьба, а также судьбы многих священнослужителей, было очень сложно.

12 июля 1937 года Спецколлегией Челябинского облсуда по ст. 58-ч.10 и 11 УК РСФСР епископ Антоний был приговорен к расстрелу как «руководитель и организатор контрреволюционной организации церковников». Однако привести это приговор в исполнение в тот момент не удалось: 15 августа 1937 года в ответ на кассационную жалобу, поданную владыкой в Верховный суд РСФСР, приговор Челябинского облсуда был отменен. Следственное дело было отправлено на новое рассмотрение. Нельзя забывать, что именно с августа 1937 года в нашей стране началась крупнейшая массовая операция, получившая название «Большого террора», которая проводилась на основании секретного приказа НКВД № 004477 от 30 июля 1937 года. В народе эта операция получила название «Ежовщина» - по фамилии тогдашнего наркома Внутренних дел СССР Николая Ежова. В соответствии с приказом НКВД, репрессии по всей стране осуществлялись на основании ориентировочных «плановых цифр», то есть из Москвы рассылались указания по разным городам и регионам, в которых указывалось, сколько именно человек должно было быть арестовано и осуждено. Известно, например, что начальник Управления НКВД по Омской области, сообщал Ежову, что в этой области было арестовано 5444 человека «по первой категории», то есть тех, кого предполагали расстрелять. И далее в письме к Ежову пишется: «Прошу увеличить лимит первой категории до 8 тысяч человек». Ежов согласовывает это предложение со Сталиным и на документе ставится резолюция: «т. Ежову. За увеличение лимита до 8 тысяч. И.Сталин». Далее следователь ограничивался получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботился о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными.

Храм Живоначальной Троицы. г. Челябинск ,1931 г.

Вот как выглядит выписка из обвинительного заключения по делу арестованных вместе с епископом Антонием: «В августе 1937 г. Управлением НКВД по Челябинской области вскрыта и ликвидирована контрреволюционная повстанческая организация духовенства и церковников, состав которой достигает свыше 1000 участников. Организация ставила своей задачей вооруженное свержение советской власти и установление в СССР фашистского режима».

27 сентября следствие изготовило «показания» епископа Миловидова. «Протокол» со странными подписями подшит к делу как доказательство вины. 1 октября по следственному делу № 15109 составлено обвинительное заключение, а на следующий день тройка УНКВД вынесла смертные приговоры.

Епископ Антоний был расстрелян в Челябинске 4 октября 1937 года вместе с другими 126-ю участниками «Повстанческо-террористической организации духовенства Челябинской области», среди которых было 20 священников. В настоящее время на месте захоронения расстрелянных в Челябинске находится мемориал «Золотая горка», где установлен памятник жертвам массовых репрессий.

Епископ Антоний был реабилитирован: 6 июня 1958 года Военным трибуналом Уральского военного округа, 17 сентября 1964 года Президиумом Верховного суда РСФСР (по 1937 году репрессий), 8 февраля 1994 года прокуратурой Татарстана (по 1929 году репрессий).



Источники и использованная литература:
Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1999
БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века».
Архив УФСБ РФ по Челябинской обл. Д.П-2516
Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.4329.
РГАДА, Ф.1204.