• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
12 мая 2024 года

Доброе неверие Фомино


Первое воскресенье после Пасхи, завершающее Светлую седмицу, носит название Антипасхи. Также этот день называется Фоминой неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.


Неверие Фомы было попущением Божиим. Чтобы все ученики Христовы убедились в том, что Господь действительно воскрес. С этой точки зрения, недостаток веры принес некую пользу.

Никакое неверие не бывает хорошим; но поскольку оно произошло по попущению Божию и способствовало доказательству того, что Господь действительно воскрес, в данном случае неверие Фомы называется «добрым неверием». Здесь мы снова видим любовь нашего Господа и великое человеколюбие Его. То человеколюбие, за которое Он был распят, после чего Он воскрес. И теперь Он снова смиренно жертвует Собой ради человека. И Он снова нисколько не заботится о Себе. Он соглашается, чтобы Его ученик, страдающий от маловерия, прикоснулся к Нему, и это тоже является примером великой любви, всепрощения и снисходительности Спасителя к людям.

Христос относится к Своим ученикам «по икономии», со снисхождением. Если бы Он проявил строгость, то не дал бы Фоме прикоснуться к Себе. Ему следовало бы укорить Фому и сказать: «Для чего ты хочешь Меня потрогать? Мы вместе уже три года, и ты до сих пор не веришь Мне, тебе нужны еще доказательства?». Но вы видите, как Господь снисходит к немощи Своего ученика и позволяет ему прикоснуться к Себе.

Это показывает также и нам, что мы должны с любовью обходиться с нашими братьями, быть снисходительными к их падениям и слабостям. Не закрывать глаза на зло, потому что тогда мы нарушили бы заповеди Божии. Но относиться с пониманием к немощам ближних и, где нужно, оказывать им снисхождение. Однако это должно совершаться не во вред немощным братьям, а являться временной мерой, пока брат, в отношении которого применяется снисхождение, не «созреет», и тогда мы сможем требовать от него большего. Это, конечно, касается тех, кто также имеет бóльшую духовную ответственность в братстве. Однако, в любом случае мы все научаемся быть терпеливыми к своим братьям и относиться к их немощи с пониманием. И это потому, что мы унаследовали больную человеческую природу. Наша природа – падшая. Это природа не первого Адама, то есть та, что вышла из рук Божиих, а природа зараженная и поврежденная грехом до самых потаенных глубин. И по этой причине до самых глубин своего существования она больна. Должна прийти благодать Божия, чтобы уврачевать и исцелить ее.

Да благословит же Господь и нас с вами и да потерпит Он наши немощи, и в то же самое время да подаст Он нам стремление ко Христу, желание духовной любви, чтобы мы победили свои недостатки, потрудившись на совесть.

Давайте-ка зададим себе вопрос: «Коль у нас есть такой добрый Господь, такой человеколюбивый Бог, зачем же нам огорчать Его?». И это чувство, что каждый наш грех огорчает Бога, заставит нас не только покаяться, но и подвизаться, чтобы одержать победу над грехом, который, по учению св. Иоанна Златоуста, есть истинное зло, существующее в мире. Помните, как говорил св. Иоанн Златоуст: «Ничто не является злом само по себе: ни болезнь, ни смерть, ни бедность. Потому что они не препятствуют нашему спасению и не отделяют нас от Бога. Есть только одно зло — грех, потому что он отделяет нас от Бога».

Так давайте же будем просить Господа, молитвами святого славного апостола Фомы, помочь и нам в борьбе с маловерием и грехом. Пусть между нами и Святым Богом не будет ничего, что воспрепятствовало бы Ему посетить нас и поселиться в наших сердцах. Потому что грех — это стена и преграда, которая отделяет нас и от Бога, и от наших братьев. А когда мы каемся, когда плачем о своих грехах и боремся с грехом, эти стены рушатся, и мы свободно общаемся и с Богом, и с людьми. Как пали стены Иерихона, когда Иисус Навин совершил вокруг них семь шествий, точно так же падет и грех, и тогда освободится душа. Ведь именно это и есть истинная свобода — чтобы человек преодолел свое греховное состояние. И тогда он действительно станет свободным, сыном Воскресения, сыном Божиим и наследником Царствия Небесного. 



Архимандрит Георгий Капсанис

"Трость Скорописца"