• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
28 февраля 2019 года

Диакон Онисим Слинько

Онисим Игнатьевич Слинько родился 15 февраля (28 февраля по новому стилю) 1877 года в селе Халепцы Лубенского уезда Полтавской губернии в семье крестьян. Родители мальчика были людьми верующими и нарекли ему имя в честь апостола от 70-ти Онисима, в день памяти которого он родился. Известно, что Онисим Игнатьевич переселился из родных мест на Дальний Восток, где до 1901 года крестьянствовал в селе Черниговка Южно-Уссурийского уезда Приморской области.

В 1901 году, в 24-хлетнем возрасте, Онисим поступил в Приамурский Шмаковский Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь.

Мысль об учреждении этого монастыря принадлежала архиепископу Камчатскому - впоследствии митрополиту Московскому -  святому Иннокентию (Вениаминову). Основателем и строителем монастыря был постриженник Афона иеромонах Алексий (Осколков), который начал устроение обители в 1895 году.  В этом же году с Валаама прибыли назначенные ему в помощь послушники Павел Озеров и Вукола Богданов, которые были пострижены в монашество с именами Валаамских святых: послушник Павел был наречен Сергием, а послушник Вукол – Германом.

После ухода отца Алексия на покой (он вернулся на Афон) с января 1897 года настоятелем монастыря стал иеромонах Сергий (Озеров), под началом которого монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским или Уссурийским, стал с почтением называться «Новым Валаамом».

Под руководством игумена Сергия в обители с самого начала ее деятельности главное внимание уделялось духовному развитию братии, испытанию совести через откровение помыслов и исповедь.

В течение многих лет монастырской жизни отец Сергий был делателем умной молитвы и получил признание как опытный духовный наставник. В атмосфере подлинного монашеского делания проходила жизнь Онисима Слинько, подвизавшегося в обители до самого ее закрытия в октябре 1924 года.

В годы гонений на Церковь братия обители продолжали общение с архимандритом Сергием (Озеровым), остававшимся для них истинным духовным отцом до самого конца своего исповеднического пути. В 1928 году отец Сергий поселился в Ростове Великом и служил в Успенском соборе Ростовского Кремля вместе с братиями своей обители – иеромонахом Павлом (Балябиным) и диаконом Онисимом Слинько. Отец Онисим был рукоположен в сан диакона в 1926 году и служил в Успенском соборе с 1926 года до своего первого ареста в ноябре 1930-го года. Архимандрита Сергия арестовали годом раньше - в сентябре 1929 года, вместе с архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым) – и приговорили к трем годам исправительно-трудовых лагерей.

Арестованный 15 ноября 1930-го года диакон Онисим Слинько обвинялся в том, что «входил в состав контрреволюционной монархической группы церковников, проводил во время Богослужений поминовение членов царской фамилии дома Романовых, хранил антисоветские листовки, лично им заготовленные, и читал их публично во время церковных Богослужений». Во время следствия отец Онисим содержался в Ярославском Доме Заключения. 30 апреля 1931 года Коллегией ОГПУ СССР Ярославской области по ст.58 п.10,11 диакон Онисим был приговорен к 3 годам ссылки в Северный край.

В начале 1934 года отец Онисим вернулся из ссылки. Ему было уже 58 лет. Как и многие братия Уссурийской обители, он обращался к духовному руководству своего настоятеля – архимандрита Сергия (Озерова), который к этому времени жил на положении административно-ссыльного в городе Юрьеве-Польском.

В эти же годы у отца Сергия духовно окормлялся Федор Васильевич Долматов – член церковного совета храма прп.Сергия села Махры Александровского района. С его непосредственным участием было подано заявление церковно-приходской общины села Махры в Комиссию по делам культа Ивановского Облисполкома с просьбой принять на должность псаломщика-диакона Слинько Онисима Игнатьевича. Это прошение было удовлетворено, и с 1 апреля 1934 года отец Онисим стал служить в Махрищском храме.

Три года отец Онисим совершал диаконское служение в этом храме. С 1935 года по его просьбе в этом же храме иногда совершал Богослужения и Таинства крещения вернувшийся из своей первой ссылки 65-летний иеромонах закрытого Стефано-Махрищского монастыря Никандр (Чубаровский). Отец Никандр посещал диакона Онисима и на дому, участвуя в жизни общины храма, которая в те годы включала несколько человек монашествующих, в том числе и женщин.

Очаги веры и молитвы, хранившие Свет Христовой Истины, вызывали опасение у захвативших в стране власть людей, которые, по слову Евангелия, «более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы…». В начале 1937 года было создано дело «антисоветской группы монашества и церковников, контрреволюционного «братства» послушников бывшего Уссурийского монастыря».

Архимандрита Сергия (Озерова) – бывшего настоятеля Уссурийского монастыря – обвиняли в том, что он создал в Юрьеве-Польском нелегальное монашеское «братство», тайно постригал в монашество, организовал нелегальную кассу, в которую отчислялись взносы из «братских кружек». Члены этой так называемой «контрреволюционной группы» были арестованы в начале марта 1937 года. Вместе с отцом Сергием был арестован его верный ученик и сподвижник в годы гонений игумен Павел (Балябин). Оба исповедника были расстреляны 9 сентября 1937 года.

24 марта 1937 года сотрудники НКВД СССР по Ивановской Промышленной области арестовали в селе Махра диакона Онисима Слинько. В качестве обвинения ему было предъявлено то, что он являлся одним из руководителей контрреволюционной группы «Братство тайного монашества» и проводил среди населения активную антисоветскую агитацию. 15 июня 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР отец Онисим был приговорен к ссылке в Казахстан на 5 лет. Свою вторую ссылку он отбывал в городе Алма-Ате до начала 1942 года.

Вернувшись из ссылки, отец Онисим поселился в городе Карабаново Владимирской области, расположенном неподалеку от села Махры, на квартире у инокини Домны (Питерцевой) – бывшей насельницы Успенского женского монастыря города Александрова, которая после закрытия этой обители была активным членом общины Сергиевского храма села Махры и знала отца Онисима как диакона этого храма. В марте 1937 года она также была арестована в составе церковной общины села Махры, на допросах своей вины не признала, ничьих имен не назвала и была приговорена всего к 2-м годам гласного надзора.

В сентябре 1945 года отец Онисим перебрался в город Киржач Владимирской области и в январе 1947 года подал заявление Владимирскому епископу Онисиму (Фестинатову) и Уполномоченному по делам РПЦ по Владимирской области о принятии на службу диаконом. Отцу Онисиму в это время было уже почти 70 лет, однако он был принят в Никольский храм погоста Заболотье на окраине Киржача, где совершал диаконское служение в течение последних 8-ми лет своей жизни.

Скончался диакон Онисим Слинько в январе 1955 года в г. Киржаче, около месяца не дожив до своего 78-летия.

22.06.1959 года Онисим Игнатьевич Слинько был реабилитирован Президиумом Владимирского областного суда по году репрессий 1937, а 01.08.1989 года – Прокурором Ярославской области по году репрессий 1931.



  Документы:

Архив УФСБ по Ярославской области, Дело № С – 12039.

Архив УФСБ по Владимирской области, Дело № П – 5740.

Источники:

Материалы сайта «Подвиг веры».

Монахиня Сергия (Каламкарова). Судьбы насельников монастырей Владимирской епархии в годы гонений. Ползуновский альманах № 4. Т.1 Ч.1/2017.

3. Материалы сайта «Древо-инфо».