В Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре молитвенно встретили престольный праздник обители.
Праздник Пятидесятницы посвящен сошествию Святого Духа на апостолов. Согласно Священному Писанию, в этот день, пятидесятый по счету после Воскресения Христова, собравшимся вместе апостолам явились «языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 3–4). Именно с того момента в Церкви пребывает Святой Дух, зажигая в людях пламя веры и ведя их ко спасению.
Накануне в субботу в Троицком храме нашего монастыря была совершена малая вечерня с чтением акафиста Святой Троице, а затем торжественное Всенощное бдение с литией. В день праздника состоялась Божественная литургия, по окончании которой была совершена вечерня с коленопреклонными молитвами и крестный ход. Завершил богослужение чин о Панагии.
Коленопреклонные молитвы были составлены в IV в. святителем Василием Великим. Они содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших.
В 1-й молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.
Во 2-й молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.
В 3-й молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне. (Н.Р. Антонов: Храм Божий и Церковныя Службы, 1912 г., С.-Пб.)
С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще с ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23,10-17; Числ. 28,26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. Эти украшения напоминают также ту священную дубраву, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников.
Деревья и цветы вечно обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и к жизни во Христе, Господе и Спасителе нашем.
Об утешении. Слово в день Святой Пятидесятницы
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас приветствую с радостью празднования дня Святой Пятидесятницы – дня, когда мы совершаем воспоминание о сошествии Духа Святого на апостолов, и не только воспоминаем, но и посредством своей молитвы становимся сопричастными этому событию, которое положило начало земной Церкви и стало днём рождения Церкви. По древней традиции сейчас мы начнем богослужение, во время которого с особым усердием, прямотой, правдой, жаждой обратимся к Богу о ниспослании всем нам Пресвятого и Животворящего Духа.
В пятидесятый день после Своего Славного Воскресения Спаситель и Христос исполняет обещание, которым запечатлел навсегда, как Бог, Свое присутствие в мире. «Пошлю вам Утешителя», - говорит Господь Христос тогда, когда отступает от Своих учеников и возносится на небо. Он говорит: «Вы же будьте вместе до тех пор, пока не облачитесь силою свыше».
Каждый из нас в своей жизни неоднократно с жаждою смотрел в небо тогда, когда его сердце, его душа, когда вся жизнь становилась словно беспросветная пустыня, когда в жизни, кажется, прекращал существовать последний источник надежды, когда мы оказывались перед лицом болезни или перед лицом каких-то испытаний, когда мы оказывались в таких жизненных ситуациях, что становились один на один с ужасом, который прямо смотрел нам в глаза, и рядом никого не было.
Тогда мы не задавались вопросом, почему рядом нет других людей, которые могли бы поддержать нас. Тогда мы искали самую последнюю надежду, любой знак, как в пустыне любое движение ветра. Тогда мы искали любую жизнь, которая могла бы утвердить нас в мысли, что наша жизнь еще не истощена окончательно.
Перед лицом смерти или болезни мы из последних сил говорим: «Господи, веруем. Без Тебя нет жизни. Дай нам этой жизни. Жаждем жизни, ибо изначально созданы бессмертными, и жизнь вечная стала дыханием Твоим, Господи, в каждом человеке». И тогда изо всех сил мы обращаем к Богу просьбу о ниспослании дара жизни, просьбу о том, чтобы выручить нас, вывести из этой пустыни, стать перед нами со всей очевидностью, стать со всей Своей силой и властью давать жизнь.
И вот ныне, в день Святой Пятидесятницы, предстоя пред Богом, мы со всей честностью и решимостью просим: «Господи, Своим Божественным Духом войди в пустыню моей жизни. Посмотри, сколько в моей жизни для Тебя места, которое ныне занято мраком, и мне уже не хватает сил избавиться от этого мрака, мне уже не хватает сил избавиться от этого ужаса, страха и отчаяния, боли и одиночества. Если не Ты, Господи, то не от кого мне больше искать жизни. Если не Ты, Господи, как солнце, войдешь в мрак моей жизни, что еще может быть светом? Если не от Тебя просвет моей жизни, что еще может быть мне указанием к пути?
О Себе, о Духе Святом Господь говорит: «Утешитель». И если мы обратимся к опыту собственной жизни, то всегда мы бережно в своем сердце храним слова утешения, которые слышали от своих родителей, от людей, которые нам дороги, которых мы любим, от наших друзей. Как много эти слова значат в нашей жизни. Но Сам Бог именует Себя Утешителем, дающим надежду в Себе самом, дающим такую надежду, которая наполняет нас новым вдохновением, живым и свободным дыханием.
Утешение сродни жизни. Утешение созвучно рождению. Когда в семье рождается ребенок, то многие говорят: «Какое для вас утешение». Утешение созвучно с победой. Когда проходят тяжкие времена, то говорим мы: «Какое утешение». Утешение созвучно с прекращением бедствий. Когда они заканчиваются, мы говорим: «Господи, какое утешение». Утешение созвучно с утолением голода. Когда проходит время воздержания, и мы, вкушая пищу, говорим: «Какое утешение». Утешение созвучно с встречей с родным человеком. Когда мы долго не видимся и, наконец, увиделись и припали друг к другу, то говорим: «Какое утешение». Утешение созвучно с возвращением домой. Когда нас там долго нет, и, слава Богу, мы переступили порог своего дома, мы говорим: «Как здесь тихо. Какое утешение».
Все это: и рождение, и друзья, и родной дом, и утоление жажды и голода, и утешение после болезни, выздоровление, и новый брак, и радость – все это и есть дыхание Утешителя, Духа Божия. И каждый раз, когда мы говорим: «Какое утешение», - это Он, Дух Божий, дышит прямо в наше сердце, прямо в нашу душу рядом с нами.
И сегодня, в день Святой Пятидесятницы, в день сошествия Духа Святого на апостолов, мы с благодарностью обращаем свою молитву к Тому, Кто есть истинное утешение в нашей жизни. Обращаем к Нему всю нашу надежду, чтобы руки наши обнимали родных людей, глаза наши видели, как растут наши дети, чтобы слух наш слышал имена родных и близких, добрые слова надежных и проверенных друзей.
Сегодня мы молимся о том, чтобы сердце наше всегда билось такой надеждой, перед которой ни болезнь, ни испытания, ни вызовы, ни даже сама смерть не могли бы стать высокой стеной. Мы просим Утешителя, Духа Божия, запечатлеться на каждом из нас. Сегодня мы поистине становимся храмом живущего в нас Духа. Откроем все двери этого храма настежь. Не оставим в себе ни тени сомнения, ни тени испуга, ни тени страха. Пред Ним всего себя, все свое естество откроем. Господи, Ты видишь мою жизнь: освяти то, что темно, измени то, что скверно, избавь от того, что мертво. Господи, сделай меня храмом, в котором Ты Своим Духом будешь жить.
Наша сила, созвучная Духу Божию, – это жажда к жизни, в которой горизонтом всегда является Тот, Кто дал ее; это жажда к жизни, в которой сама жизнь свободна от греха и порока, в которой нет страха, уныния и боли. И это возможно только тогда, когда мы подлинно свободны во Христе Иисусе от всякого проклятья греха.
Сейчас мы совершим молитвословия, и со всей Церковью будем горячо просить Духа Божия об утешении, богоутешении. Будем просить и получим то, чем поделимся с другими, – утешением. И там, где утешение, там и Бог с нами. Ибо подлинны Его слова: «Не бойся, Я с тобой во все дни твоей жизни, какими бы они не были, где бы ты не оказался, - говорит Бог, - Я с тобой».
Откроем свое сердце, свою душу пред благодатью Божией, пред Его дыханием, которым наполнен этот храм, и о котором Он говорит: «Приди, если жаждешь, и пей». Придем и до краев наполним себя надеждой, утешением, благодарностью к Богу. Словами молитвы обратим к Нему всю нашу жизнь, все звуки нашей жизни, все наши надежды, все наши жажды. Обратимся к Тому, Кто источник жизни – Утешитель, истинный Бог. Аминь.
~ архиепископ Феофилакт, Пятигорский и Черкесский