• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
25 сентября 2024 года

Два пути к Богу

Существует два пути, два направления человеческой жизни: путь всецелого служения Богу, который наиболее полно проявляется в монашестве, и путь служения Богу через исполнение евангельских заповедей в миру – создание семьи. Эти два пути различны, но не противостоят друг другу. Теперь обе дороги одинаково окутаны густым туманом. Люди идущие по ним беспрерывно сталкиваются с препятствиями, не знают, как их преодолеть, теряют ориентиры, и, наконец, сами не понимают, где они, зачем, и куда им надо идти.

Монашество это концентрация духовных сил на самом главном, – на общении человека с Богом. Это как бы исчезновение человека перед Богом, воскресение через благодать его души прежде воскресения мертвых. Это желание и готовность пожертвовать всем ради единственного богатства и сокровища – стяжания Духа Святаго.

Монах – тот, кто не привязан к этому миру, кто умер для него и живет в будущей жизни, чье сердце пребывает в непрестанной молитве, кто смотрит на землю как бы из вечности.

У современного монашества много препятствий и трудностей, искушений и соблазнов.

Самая большая трудность заключается в том, что в нашей стране монашество было почти все уничтожено, и образовалась дистанция, похожая на глубокий ров, между прошлым и современным монашеством. Прервалась преемственность, исчезла живая традиция, умерли последние старцы, т.е. опытные в духовной жизни монахи, и все надо начинать сначала.

Вторая трудность – характер современного человека, гордого и самонадеянного, который больше хочет учить, чем учиться. Здесь проявляется притязание молодых монахов на старчество, с одной стороны, и значительной части монахов, которые не хотят послушания и считают, что можно руководствоваться одними книгами.

Следующая опасность – это переход на внешнюю деятельность, когда молитва, очищение сердца от страстей и внутренняя жизнь ставятся на второй план. Такая деятельность стала характерной для католических монастырей и превратила их в специализированные монашеские ордена, между тем, как восточное монашество относится к этому вопросу по-иному, а именно, монашество – это образ жизни, стремление к безмолвию, это общение с миром через молитву. У монаха есть послушание, но нет специальности и профессии.

Монашество – это новый образ жизни. В связи с либерализацией нашего общества понятие о монашестве постепенно исчезает и в пример монашеству ставится бурная внешняя деятельность, которая доступна в такой же степени для мирян. Здесь ценен опыт современных монастырей тех стран, где монашеская традиция не была порвана в связи с историческими потрясениями.

Второй путь – это создание семьи, и здесь мы видим психологическую неподготовленность людей для христианского брака. Основа семьи – это любовь и взаимопонимание. Однако, для современного человека слово любовь сливается с представлением о страстном влечении людей друг к другу. Исчезает страсть, или вытесняется страстью к третьему лицу, и любовь пропадает. Люди, развращенные с детства трудно воспринимают такое свойство любви, как верность. Между любовью и страстью существует коренное различие. Страсть хочет захватить другого, присвоить его к себе; а любовь – это жертвенная самоотдача. Современный человек разучился жертвовать для других, а потребительский принцип делает семью полем противоречий.

Одно из чувств, противостоящих любви, это гордость. Современный человек горд. Он считает, что в семье ему должна принадлежать руководящая роль, поэтому в семье идет постоянная борьба за власть, и другое лицо воспринимается, как конкурент и противник, которого надо подавлять. Такое же желание господствовать нередко проявляется и по отношению к детям. Родители следят за каждым поступком ребенка не чтобы исправить, а чтобы придраться и показать свое превосходство. Из-за этого вырастают или же маленькие деспоты, или безвольные люди, которым трудно принимать самостоятельное решение. Иногда родители впадают в противоположную крайность: они вообще не обращают внимания на детей, а занимаются своими делами. И в первом, и во втором случаях одна причина – дефицит любви.

Супруги должны стараться понять друг друга, посмотреть друг на друга или на конкретную жизненную проблему глазами другого человека. Поэтому в браке кроме любви должно быть единство или сходство во взглядах на жизнь, общие нравственные принципы, а для верующих людей – духовное единство как исповедание одной веры. Между тем, люди, вступающие в брак, часто не интересуются верой и мировоззрением того человека, с которым они собираются связать свою жизнь. Им кажется, что все утрясется само собой, больше интересует другое: положение в миру, образование, материальный достаток, и часто, после брака, рядом оказывается душевно чужой человек, который не может или не хочет понять тебя, который в лучшем случае может быть только партнером.

Брак – это помощь друг другу во временном и вечном, в материальном и духовном.

Брак налагает на человека определенные обязательства. Если есть любовь, то несение этих обязанностей доставляет удовлетворение и радость, а если ее нет, то воспринимается как обуза, как тяжесть, которую надо нести на своих плечах, и вызывает только раздражение и взаимные упреки. Основа брака – это честность супругов друг перед другом, а ложь стала универсальным явлением современной жизни, и семья не представляет исключения. Поэтому фальшь разъедает взаимоотношения, казалось бы, самых близких людей, как ржа разъедает железо.

Семья должна быть оазисом, где человек находит отдых от знойной пустыни мира, а она превращается в место непрерывных сражений. Человеку не хочется приходить в свой дом, где нет душевного тепла, и он ищет счастья на стороне – иллюзорного счастья в вине, наркотиках и разврате. Даже в семьях, которые можно считать благополучными, наблюдается следующее: супруги по вечерам сидят у телевизора рядом друг с другом, но как бы разделенные стеной, с взорами, устремленными на голубой экран. Они живут в нем. Они забыли о существовании своей семьи, – она им не нужна. Они живут чужой жизнью, которая проходит перед их глазами. Часто рядом с родителями сидят их дети. Теперь редко какая передача обходится без порнографии, и дети постепенно перестают уважать родителей, которые перестают быть для них нравственными авторитетами.

Самое могучее средство для воспитания ребенка это пример родителей, а родители не могут быть примером своих детей. Это чувствуют дети, и в них возникает протест против собственных родителей. Семья распадается на враждебные группы, родители перестают любить своих детей. Раньше рождение ребенка, его воспитание было источником радости; в ребенке родители как бы заново переживали свою жизнь. Теперь рождение ребенка воспринимается как новая тяжесть, которую нужно нести неизвестно для чего.

В современном мире убийство плода принимает форму эпидемий, которая уносит десятки миллионов жизней на пяти материках. Совместное преступление не соединяет, а разделяет супругов. Убийство младенцев это тот грех, который делает семью владением темных сил. Люди чувствуют, что в их домах происходит что-то неладное: это вспышки ненависти друг к другу, уныние, часто беспричинная раздражительность, переходящая в ярость. Кровь детей мстит за себя, поэтому семьи разваливаются с легкостью карточных домиков.

Человек должен подготовить себя к браку. Только в христианской семье возможно счастье.

В физике есть закон: от перемены температур в самом твердом металле образуются микротрещинки, невидимые глазом, затем они расширяются, металл становится хрупким и неожиданно ломается. То же происходит и в семье: мелкие неприятности, неуважение друг к другу, взаимные оскорбления – это маленькие трещинки во взаимоотношении супругов, которые затем расширяются и углубляются. Ссоры переходят в привычку, и если о них скоро забывают, то они все равно остаются в глубине подсознания, и человек становится перед фактом: он не любит и не хочет семьи. Поэтому человек, вступая в брак, должен осознать, какую ответственность берет на себя, и искать силы в молитве к Богу. Семья должна быть школой терпения и борьбы с эгоизмом, а в наше время она часто превращается в предмет захвата, когда человек относится к другому, как инструменту, который можно употребить в своих целях, а затем отбросить прочь.

Синонимом христианского брака является венчание. Если раньше венцы символизировали собой чистоту, которую сохранила чета до брака, то теперь они все больше приобретают символический смысл будущей награды за терпение, которое супруги должны проявлять друг к другу в их совместной жизни, в рождении и воспитании детей. В наше время брак часто превращается в мученичество, поэтому христианский брак награждается как подвиг.



Архимандрит Рафаил (Карелин)
karelin-r.ru