• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
4 августа 2024 года

Дарования различны, но едина любовь


Слово епископа Силуана (Вьюрова), Павлово-Посадского на апостольское чтение в Неделю 6-ю по Пятидесятнице.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали призыв апостола — служить Господу тем дарованием, которое каждый из нас получил от Бога.

Человек приведен в мир Богом, чтобы прийти к познанию Истины, обрести спасение своей души. Но это оказывается невозможным без нашего желания послужить ближним, поскольку именно в служении ближним, через исполнение заповеди о Любви человек и обретает спасение своей души.

У каждого из нас есть особое дарование от Бога, ибо каждая личность неповторима и уникальна. И наша задача заключается в том, чтобы, заглянув внутрь своего сердца, постараться понять, какой талант дал нам Бог, какое в нас есть призвание, которое необходимо услышать и отозваться на него всей полнотой нашей жизни, чтобы послужить Богу.

Из евангельской притчи о талантах мы знаем, что дарования бывают различны. И различны не только по содержанию, но и по своей силе. Каждому из нас дано разное количество даров в зависимости от наших духовных сил. Одному дается один талант, другому два, а третьему пять. Однако каждый из нас должен использовать свой талант, данный Богом, а не закапывать его в землю нерадения и лености, в землю самоугождения и пристрастия к земному. Одним словом, наши таланты должны принести духовный плод.

Таланты даны для того, чтобы послужить небесному делу, к которому призывает нас Бог. Каждый должен служить тем, что дано ему от Господа. Должен стараться приумножить свое дарование. А приумножить его можно только в делании.

Но есть нечто, что всех нас объединяет. Дарования различны, но едина любовь, к которой все мы без исключения призваны. Поэтому и апостол Павел призывает к тому, чтобы наша любовь друг к другу была не притворной, а искренней и истинной. А такой любовь является тогда, когда мы относимся друг к другу с «нежностью», то есть с теплотой и сочувствием, принимая скорби и радости ближних, как свои собственные. Мы должны жить жизнью ближнего. «Друг друга больше честью творите» — оказывайте ближнему честь большую, чем желаете для себя.

Епископ Павлово-Посадский Силуан
 

В Послании к коринфянам апостол Павел говорит: «любовь не ищет своего» (1 Кор. 13, 5). Истинной любви совершенно чужды честолюбие, самолюбие, превозношение, желание настоять на своем так, чтобы последнее слово обязательно осталось за нами. Любовь ищет не своего, а пользы ближнего (1 Кор. 10, 24). И это, в первую очередь, выражается в уважении к другому человеку.

Мы должны благоговеть перед ближним. Но это возможно только в том случае, когда мы смотрим на другого человека духовным взором. Когда мы смотрим на других только плотским зрением, то видим лишь их несовершенства и ограниченность. А духовное зрение раскрывает нам то, что образ Божий есть даже в преступнике.

Образ Божий и являет подлинное достоинство всякого человека. Каждого из нас в этот мир привел Господь, почтив всех без исключения Своим образом, и каждого привел в этот мир, чтобы спасти и привести в познание Истины (1 Тим. 2, 4), чтобы ввести нас в Небесное Царство. Значит, все мы призваны быть сонаследниками блаженного Царства будущего века. И, если в этом контексте мы будем смотреть друг на друга, то уже не так легко будем осуждать ближних за их малые и великие прегрешения, не так легко будем обижаться на ближних, более благородным будет наше отношение друг к другу; и тогда любовь в наших сердцах будет возрастать.

Вершиной же любви, к которой призывает нас Христос, пример которой явил Сам, и силу приобрести которую подает нам через Церковь, является любовь к врагам. «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим. 12, 14), — призывает апостол Павел. Но апостол не сказал здесь ничего такого, чего не говорил бы Сам Богочеловек: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

С точки зрения житейского здравого смысла, эти слова не понятны. Как это вообще можно исполнить! Зачем я должен любить своих врагов?! Но в духовном смысле эти слова открывают нам, что любовь не может быть совершенной, если она не способна покрыть всех без исключения людей. Всех! Добрых и злых, знакомых и незнакомых. Совершенная любовь не имеет границ! Именно к такой любви призывают нас Господь и апостолы, явив ее своим жизненным примером. И без этой любви, как замечает апостол Павел, вся наша церковная, даже внешне добродетельная жизнь, все наши духовные труды не имеют никакого смысла и не приносят никакой пользы. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13, 1-3). 

Итак, употребим свои многоразличные дарования для великой цели — достижения единства с Богом и ближними в совершенной любви, которая «все переносит» и «никогда не перестает» (1 Кор. 13, 7, 8). Стремление к этой истинной и духовной цели творит из нас «истинных поклонников» Богу, поклоняющихся Отцу Небесному «в духе и истине» (Ин. 4, 23).  В этой цели заключается и источник сил и вдохновения, который может укрепить нас на узком (Мф. 7, 14), трудном, но спасительном пути следования за Христом — пути жертвенной любви, ведущем в жизнь вечную.

Аминь.