• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
7 мая 2023 года

Грех и одиночество

Сегодня в евангельском чтении вспоминается исцеление расслабленного - человека, разбитого параличом. Господь исцеляет многолетнюю телесную болезнь этого несчастного человека.

Есть такое очень распространённое мнение, будто Бог для того и существует, чтобы творить чудеса, устранять из нашей жизни всякие отрицательные явления и устраивать в ней все так, как нам хочется. В этом случае возникает вопрос: а что для нас тогда на первом месте – наше жизненное благополучие или Бог? Как видно, это ошибочное, ложное отношение, которое очень часто встречается в нашей Церкви: будто мы существуем, живем, движемся только для того, чтобы Бог служил нашим потребностям. Мы даже в таинствах участвуем (особенно в таинстве Покаяния) не столько потому, что Бог стоит в центре нашей жизни, сколько в надежде, что Бог будет служить нашему комфорту и успеху. А в центре становимся мы сами, вовсе не Бог. Даже христианский подвиг, даже аскетическую работу над собой – все это мы предпринимаем не для того, чтобы найти и ощутить присутствие Божией, а чтобы почувствовать себя праведными.

Вступить на путь Христов можно, только имея очень определенный образ мыслей. В первую очередь нужно понять, готовы ли мы. Для начала нужно отказаться от наших «законных прав», которые нам кажутся важными, отречься от них ради любви Христовой, ради поиска Бога. Нам нужно спросить самих себя: где центр нашей жизни – мы сами или Христос? Это поможет нам разобраться. Потому что мы можем, как кажется, начать какую-то духовную жизнь, можем строго соблюдать церковные предписания, но основой наших усилий, нашего подвига останется наше «я». Поэтому и Бога мы себе представляем как какого-то волшебника, который разом изменит всю нашу жизнь, так что решатся и все наши проблемы.

Мы очень спокойно относимся к некоторым вещам, которые на самом деле являются признаками наших грехов, особенно себялюбия, которое делается нашей хронической болезнью, нашим неотъемлемым состоянием; среди этих признаков: тяжесть на душе, ощущение подавленности, меланхолия – тяжелое, мрачное внутренне состояние. Несмотря на это, мы недовольны не собой, а Богом, Который якобы не отвечает на наши просьбы. Мы спрашиваем: где всемогущество Божие? – а он не может разрушить всю эту нашу внутреннюю театральщину и притворство и сделать тьму светом.

Но на самом деле все это показывает, что центром нашей жизни мы избрали не поиск, а желание устроиться поудобнее. Не стремление обрести Бога, а потребность быть всегда правым. Даже в нашей молитве мы часто обращаемся к Богу в командном тоне: «Послужи мне!»

Поэтому-то нам непонятно отношение Христа к расслабленному, когда Он спросил его, хочет ли тот быть здоров. А чего еще может хотеть парализованный человек, который столько лет провел, больной и беспомощный, у этой купальни?

Христос задает этот вопрос, чтобы пойти дальше. Ведь чудо, исцеление – это не что-то такое, что совершается само, без участия человека, без его ведома, без согласия его свободной воли. Чудо – это возможность восстановления его личности, смысла его жизни. Этим чудо, которое дает Бог, отличается от «чудес» мира сего.

Мир делает жизнь человека удобнее, но не касается смысла этой жизни. Мир не требует, чтобы эта жизнь изменилась. Просто меняется положение дел, твоя жизнь становится просто… удобнее.

Но Господь ничего не делает просто так. Основание нашей жизни, ее источник – это Крест. Это великая Жертва. Жизнь – это не просто физическое существование, это процесс, основанный на любви. И Господь задает вопрос, потому что хочет понять, в чем состоит проблема. Ведь поскольку человек – это неразрывное единство, очень часто телесная болезнь бывает связана с духовным состоянием и душевными болезнями. Причин может быть много.

Господь затем и спрашивает, чтобы сам расслабленный сказал: «Да, я хочу быть здоровым, но у меня никого нет. Я уже тридцать восемь лет здесь, но у меня нет человека». Господь хочет, чтобы открылись причины проблемы.


Человек не может исцелиться, если не найдется причина проблемы, ее корень. Точно так же он не может иметь живую связь с Богом, если он еще не нашел свой внутренний смысл, смысл своего существования, а его отношения с Господом исчерпываются исполнением церковных предписаний. Если он не нашел причину, не нашел повода, чтобы идти к Богу или даже хотя бы просто чтобы доказать самому себе, что стоит жить, стоит радоваться, стоит надеяться.


Христос ищет причину болезни расслабленного; она состоит в том, что он один. Одиночество, в свою очередь, - это один из основных симптомов греха.

«Это как это? – спросит кто-нибудь. – Его все бросили, а он еще и виноват?» Мы привыкли считать, что оставить человека – это грех, что грех этот лежит на тех, кто его покинул. Но очень часто виноват в этом сам человек, со своим дурным характером и неумением жить рядом с другими людьми.

Христос исцеляет расслабленного у Овчей купели.
Фреска монастыря св. Никиты в Чучере близ Скопье, Македония. Около 1316 г.

Христос ищет причину болезни расслабленного; она состоит в том, что он один. Одиночество, в свою очередь, - это один из основных симптомов греха.

«Это как это? – спросит кто-нибудь. – Его все бросили, а он еще и виноват?» Мы привыкли считать, что оставить человека – это грех, что грех этот лежит на тех, кто его покинул. Но очень часто виноват в этом сам человек, со своим дурным характером и неумением жить рядом с другими людьми.

Желать, чтобы все водили вокруг нас хороводы, чтобы мы были центром их жизни, - это грех. Ведь каков результат такого отношения? Оно отталкивает людей от нас. Когда ты оказываешься рядом со смиренным человеком, как бы тяжело тому ни было, ты радуешься, тебе приятно быть с ним рядом, тебе не хочется уходить. А гордый человек? Ворчливый, вечно недовольный, постоянно рассказывающий о том, как ему плохо. Да кто угодно в конце концов захочет убежать от него на несколько километров! Почему?  Потому что он внутренне не готов к общению. Он хочет мерить других своей мерой, определять их поведение, он хочет постоянно чувствовать себя правым рядом с ними. Самая важная наша проблема – это желание быть правыми всегда и во всем.

Итак, грех расслабленного состоял в том, что он был один; расслабленный был таков, что ни один человек не захотел прийти к нему. Никто не радовался, находясь с ним рядом.

Один из признаков по-настоящему духовного состояния, жизни во Христе, - если нас радует общение с другими. Поэтому, собственно, одиночество есть грех.

Зачастую мы в своем постоянном нытье, брюзжании, в своем эгоизме попросту изображаем из себя несчастных, потому что это позволяет нам чувствовать себя правыми, а всех вокруг – нашими злостными обидчиками. Нам нравиться казаться бедными жертвами, к которым несправедлив этот грешный мир. Это позволяет нам чувствовать себя увереннее.

Такое отношение к людям ненормально.

Мы говорим: «Ну не могу же я ко всем людям относиться одинаково!» Что значит «не могу»? А если Бог поселит тебя вместе с этим человеком в раю? Рай станет для тебя адом? Вот в чем проблема.

Спасенный человек – это тот, кто радуется в любви Божией и веселится, кто не теряет свою радость, тот, чья радость не страдает от присутствия других людей. Те, кто находятся в аду – с ними все иначе. Если ты говоришь: «Я не выношу такого-то, он мне противен, видеть его не хочу, стоять с ним рядом неприятно», - ты в аду. Твой рай – ложный рай. Он психологический, он зависит от того, как ведут себя другие.

Если я стану смиренным, значит ли это, что я буду рабом других людей? Нет, конечно, нет! Ты будешь господином. В тебе будет достоинство. Ты будешь тем же, что ты и есть. Твоя жизнь не изменится из-за желаний других людей, но и радость твоя никуда не денется от того, что кто-то поступает с тобой не совсем так, как бы тебе того хотелось.

Вот он, главный отличительный признак. Мы должны быть верными самим себе, мы должны оставаться собой и при этом не тяготиться присутствием другого. Мы будем находить подход к каждому человеку, но не для того, чтобы поучать его, не чтобы показаться лучше на его фоне, не потому, что хотим сделать ему одолжение, - нет. Просто потому, что так живет наше сердце.

Либо в нас живет Христос, и мы открыты навстречу другим, всем без исключения, либо мы – это только мы сами и в нас нет ничего, кроме нашего собственного расположения и желания постоянным недовольством чего-то добиться и почувствовать себя лучше других.

Нет мысли более нездоровой, чем «я не выношу такого-то человека».  Почему? Потому что она нарушает единство. Что значит – «другой портит мне жизнь»? Не ты ли сам испорчен? Ты сидишь и жалуешься на какую-то нелепицу, которая приключилась с тобой лет десять назад; она грызет тебя и не выходит у тебя из головы и из сердца. Разве это рай? Это чудовищное безумие, притом, что не Христос нас так обидел, а мы сами пришли к такой психической неуравновешенности.

Итак, вот это все: «я не могу с ним, он поступает со мной так-то» - это неправильное отношение, оно разделяет, а не соединяет. На самом деле речь идет не о том, что «я не могу», а о том, что во мне нет Христа и я не готов служить. Пусть другой будет таким, каков он есть. Хорошо. Замечательно. А я? Не изменюсь ли я? Буду ли я таким, каков я есть? Неужели я приму, что другой отличается от меня? А не нарушится ли моя радость от того, что другой не относится ко мне так, как я бы того хотел? Я задаюсь этими вопросами потому, что я несчастен.

Так как же я, несчастный, не имеющий в себе радости и любви, слабый, - как я могу общаться с другим человеком? Может ли со мной случиться чудо? Христос указал расслабленному на его проблему и только потом исцелили его от паралича. Сперва Спаситель указал ему на настоящую причину его положения – состояние его души, то, что он не принимал других людей. А мы? Может ли в нас произойти чудо? Можем ли мы увидеть свет Божий, хотя мы погружены в это внутреннее болезненное состояние, хотя оно цепко держит нас? Может ли что-то измениться?

Для начала мы должны измениться сами в себе. Нам нужна внутренняя работа в нашем сердце. И первый шаг к изменению таков: «Я могу найти общий язык с любым человеком». Конечно, я не могу со всеми соглашаться. Не могут все вокруг быть моими друзьями, но все-таки общий язык найти можно с любым человеком. Их присутствие не может лишить меня радости. Если может - я уже в аду и мне нужно работать над собой.



~ Архимандрит Варнава (Ягу), "Церковь грешников"