Место рождения... Каждый раз, заполняя всевозможные анкеты, мы вынуждены писать название того города, села или станицы, где появились на свет. Из паспорта, как и из песни, слова не выбросишь. Иной уже сорок лет считает себя настоящим петербуржцем, но скрепя сердце вынужден писать: деревня Беззубово. А другой – с радостью, вспоминая “малую родину”, где и прожил-то только первые пять лет своей жизни, напишет: г. Гжатск. Но так или иначе, место рождения человека имеет существенное значение, так что однажды даже “вся вселенная пришла в движение” в результате императорского постановления о переписи для того, чтобы Богомладенец родился в том городе, откуда происходил Он по крови, где начинался Его род.
“И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова…” (Лк., 2,4).
Ночь была ясной и холодной. Пастухи, сменяясь, неохотно отходили от костра в зябкую темноту, охраняя овец. Они знали каждую тропку окрестных холмов, каждую каменную пещеру, где им не раз приходилось прятаться во время непогоды.
Известковые стены этих древних укрытий помнили времена псалмопевца Давида – тысячу лет назад белокурый юноша, сын Иессея Вифлеемлянина, пас в этих местах овец своего отца, когда пришел в их дом пророк Самуил с повелением от Господа помазать одного из сынов Иессея на царство. “Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего, пасох овцы отца моего… И кто возвестит Господеви моему? Сам Господь, Сам услышит. Сам посла Ангела Своего, и взят мя от овец отца моего, и помаза мя елеем помазания своего”, – так описывает это событие царь Давид в особом, 151 псалме.
Когда пророк Самуил увидел старшего брата Давида, рослого и представительного, то подумал, что это он будущий помазанник, но оказалось, что нет. Господь открыл пророку, что не следует смотреть на внешнее, “человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце”. Семерых сыновей подводил Иессей к Самуилу, но никого из них не избрал Господь. И лишь по настоянию пророка позвали самого младшего, Давида, который в это время был на поле со стадом. Его-то и помазал Самуил, и с того времени Дух Господень почил на Давиде.
Пастухи же, вспоминая своего предшественника, ставшего славным правителем израильского народа, только вздыхали, что былого уже не вернешь…
“Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: “ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь… Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь” (Лк., 2, 9,15).
Вифлеем, небольшой городок в Иудее, был расположен в двух часах ходьбы к югу от Иерусалима. Но близость столичного города лишь подчеркивала его скромное положение. Однако Вифлеем (другое название Евфрафа) неоднократно упоминался в Священном Писании. Об эпохе ветхозаветных патриархов трогательно напоминало расположенное по дороге в Евфрафу место погребения Рахили, любимой жены Иакова, скончавшейся после рождения второго сына – Вениамина. А “золотой век” Израильского царства навеки был связан с именем царя и пророка Давида, родиной которого стал этот город.
Простые жители любили свой Вифлеем, но не смели мечтать о том, чтобы он возвеличился над другими городами. Тем более теперь, когда Иудея стала вассальным государством Рима и царем был назначен Ирод Великий, который был по крови не иудеем, израильтянином, а идумеем, потомком Исава (продавшего свое первородство за чечевичную похлебку). Однако ожидание пришествия Мессии стало для многих еще напряженнее, и книжники, бережно разворачивавшие для чтения священные свитки, могли напомнить вифлеемлянам о пророчестве Михея, одного из двенадцати малых пророков, жившего в VIII в. до Рождества Христова. Напомнили они о нем и Ироду, который был встревожен словами волхвов.
Ирод, “собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля” (Мф., 2, 4 – 6).
И Вифлеем, незначительный город, название которого в переводе с древнееврейского означает “дом хлеба”, должен был вновь стать местом рождения Царя… Царя, который скажет о Себе: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин., 6, 51).
Инокиня Елена (Двоскина)