Чувство собственного достоинства Богом заложено в нашу природу, потому что природа человека Божественная, Бог создал человека по образу и подобию Своему. И это чувство, когда Господь из небытия в бытие приводил все творения Свои, в Библии подчеркивается, что был день первый, день третий, и в конце «зело добро все сотворено» (Быт. 1,31).
И полнота этого добра, славы Божественной (потому что человек был создан царем над всеми творениями), и это достоинство никогда не уничтожимо до конца в человеке. Душа-то бессмертна!
Почему Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас есть»? (Лк. 17, 21). Потому что не только достоинство, а и слава Божия в нас есть.
В одной из притч, она мне нравится, один человек узнал, что на некоем поле зарыто сокровище. Это поле бесхозное, но чтобы стать его обладателем, это поле надо купить. И этот человек продает все свое имение, все свои одежды, набирает денег и покупает это поле. Потом он открывает сокровище, которое делает его очень богатым. И вот это достоинство, внутри сокрытое богатство, в нас есть, мы его интуитивно чувствуем.
Когда открывается период разумной жизни, когда человек удивляется миру, удивляется родителям, удивляется солнцу, радуется жизни, это достоинство в нем чудно раскрывается. Открываются самые высокие качества души, которые, если человек поймет их ценность непреходящую, он может через всю жизнь пронести.
Но это редко. Вступая в жизнь, мы тут же вступаем в какие-то противоречия, в сложные отношения друг с другом, и энергия и ум переключаются на чисто банальные вещи: кто прав, кто виноват, кто лучше, кто хуже?
Часто человеку не хватает благодушия, он переносит внимание на другую область и начинает в ней застревать. И на этой почве теряется сфера благодатности, доброты, полноты, и человек начинает позволять себе всякие мыслишки, ошибочные оценочные выводы, и в нем потихоньку происходит сдвиг в другую сторону.
Но, так как до конца человек не потерял чувство собственного достоинства – ух, какой я ! – это, может быть, первый отпечаток, который в душе его сохранился, он начинает его ставить во главу своей жизни.
Отсюда рождается самодовольство: я собой доволен, я безошибочно сужу, мой ум острее и совершеннее, чем у другого человека, я получил образование, и пошло-пошло… много качеств, которых у других нет, рядом не такой, он не поспевает, — и от этого рождается гордыня.
Гордыня – это борьба за то, чтобы мне не потерять это первенство, быть всегда первым. Гордость – это что? Это попытка обладать тем, что фактически никогда не будет достижимо – обладать такой же бессмертной душой такого же достойного равноценного человека.
Гордость и рождается от чувства превосходства, от чувства, что я сам себе ореол создаю, что я действительно должен быть начальником, я должен командовать, я не должен подчиняться, мои суждения безупречны. И пошла гордыня, которая отравляет человека изнутри. Он теряет ведение, понимание, что такое человек вообще, ведь все, что у меня есть, у другого тоже есть: то же достоинство, то же богатство души, тот же Дух Святой, который дает основу бытийности, – это все тоже есть в нем.
Гордость ослепляет, «гордому Бог противится» (1 Петр.5,5). Гордый переступает законы любви Божией, потому что Бог открыт для всех, открывает Себя, являет Себя, а гордый сокрывает в себе эту страсть, он ищет только то, чтобы обладать другими людьми.
И он может доходить до сумасшествия, до маниакального состояния. Даже медики говорят, что гордость, которая с силой развивается в человеке, приобретает форму шизофрении – манию величия, когда человек мнит себя царем, королем, президентом. А началось-то с малого…
Гордость – самый тяжелый порок, который свойственен всем нам в какой-то степени, но в то же время, смысл жизни – преодолеть в себе начало гордости. И человек никогда не мог бы себя смирить, если бы не было для нас примера Божественного, который явил нам единородный Сын Божий Христос. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).
От всех, кто желает служить Богу, Евангелие прежде всего требует: Отвергнись себя. Отвергнись от ложного мнения о себе, ложного представления, ложной мании величия о себе. И тогда «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16. 24). И ты будешь оправдан Богом.
Гордость – такое существенное состояние души, которое труднее всего преодолеть, потому что достоинство-то есть, а оно уже раздуто нашим поверхностным отношением. Поэтому как его преодолеть – это подвиг всей жизни.
Начинается работа с проверки своих мыслей. Пришла мысль: «Я особый. Я достоин внимания. Я достоин любви. А почему я должен кого-то любить? Меня все должны любить!» И все! И пошло…
Или, например, фарисей был в своих глазах праведный, потому что он закон выполнял, положенную десятую часть и жертву приносил, — «да я не такой как все, как этот человек!»
Гордость трудно увидеть, узнать. В книге «Добротолюбие» отцы-подвижники, аскеты целые трактаты писали о гордости. Гордый, что бы ни сделал, всему придает абсолютное значение, особое свое положение. Даже пример такой: если гордый будет не поспевать, он даже заболеет и в болезни скажет: «Вот видите, какой я терпеливец!» То есть любое свое действие человек всегда с какой-то высшей переоценкой преподносит.
≈ протоиерей Георгий Бреев
pravmir.ru