Родительская суббота перед Масленицей имеет исключительный характер: следующий день – воскресенье – посвящен Второму Пришествию Господа, тому страшному дню, когда все мы предстанем перед престолом Великого Судьи. Поэтому через поминовение усопших мы просим Господа быть милосердным и показать нам Свое сострадание и терпение, и не только нам, но и прежде почившим братьям нашим.
Великим постом за усопших надо молиться особенно усердно и обязательно поминать родных и близких в родительские субботы.
Существуют две Вселенские родительские субботы и родительские субботы на второй, третьей, четвертой неделях поста. У нас в России усопших поминают еще и на Радоницу после Пасхи и в Дмитриевскую субботу, в которую особенно поминают всех убиенных воинов.
Часто спрашивают, достаточно ли заказывать за покойников панихиду, обедню?
Допустим, если дочь или сын не идут к больной матери, а она соскучилась и очень ждет их, вот приходит соседка и говорит: «Маша, шла я по улице, встретила твою дочь, а она передала тебе гостинец». Подумаешь — зачем гостинец, мне бы самой с ними повидаться.
Так и умершие — им лучше, когда мы сами в церкви присутствуем. Они же видят, кто пришел, кто молится. Передадут свечку помянуть, а сами что же, где в это время? Потом в эти дни пойдут на могилку, постоят у холма, ну и что?
А когда человек в церкви стоит и молится, душа умершего тоже там присутствует, все она видит. Самое главное то, что заказали обедню за умершего, батюшка вынул за него частичку. Подала и за здравие себе и кому-то еще. Они как бы общаются.
Вот ты причастилась и в тебе Кровь Христова, а потом в эту Кровь ссыпаются те частички, за кого вынуты просфорочки, и говорит священник: «Отмый, Господи, грехи...». Мы это как-то не ценим. Главное — Литургия. Панихида — это краткая молитва.
Литургия — это когда и живые, и мертвые неразделимы. Церковь Небесная и Церковь Земная, все вокруг Христа. Он везде невидимо присутствует. В Чаше то все: и тебе частицу, и мне частицу, и за родителей частицы. Все они в Крови Христовой. Как же этого не понять? Конечно, священники должны объяснять все это своим прихожанам.
Если человек умер постом, его поминать надо в церкви, конечно, в первую очередь. Считаю глупо, кто собирает обед в угоду родственникам. Если родные умирали, я их так помню и поминаю и не надо обеды собирать. Я и не пойду, потому что там разные пустые разговоры идут, пищу едят неположенную. Постом, если умирает человек, так люди собираются в пятницу, едят скоромное, пьют, пост нарушают. Вместо того чтобы пост на себя наложить, они в его память еще пост нарушают! Вообще не положено на поминках пить ничего из спиртного.
Откуда это все пошло — поминать? Собирались все верующие на молитву, вся община, а так как люди все немощные, им надо было подкрепиться, вот обед. Вечером — всенощная, потом ужин, оставались в ночь, Псалтырь читали, потом шли к обедне, которую специально заказывали священнику. Все знакомые, все родные потом шли с кладбища в дом этого умершего, где им предлагали трапезу. Только подкрепиться, но никаких там пьянок.
Есть ли разница между отпеваниями праведников и грешников?
Когда хоронят праведного человека, то похороны не воспринимаются как похороны, а как праздник. Вот когда матушку Марию в Скорбященском храме отпевали, это было как Пасха. Она была святой человек, но и когда светские люди благочестивые умирают...
Отпевают то всех одинаково, но чувство разное при этом. Стоишь прямо и изнываешь, когда у человека грехов много, а то прямо радостно, хоть бы еще сто молитв пропел.
~ архимандрит Авель (Македонов)