• Главная
  • Расписание богослужений
  • Информация для паломника
  • Контакты и реквизиты
  • Поминовения
  • Таинство Крещения
9 сентября 2021 года

Воспоминания о схиархимандрите Иоанне (Маслове)

В 2021 году исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова), воспитанника Глинской пустыни, магистра богословия, выдающегося пастыря. Это был избранник Божий, от рождения наделенный многими благодатными дарованиями.


Схиархимандрит Иоанн (Маслов) родился 6 января 1932 года в крестьянской семье. Его родители воспитали сына в православной вере. В 1954 году он поступил в знаменитую Глинскую пустынь, где его наставниками, друзьями и сотайниками были преподобные старцы схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов).

Старчество – как способность открывать людям волю Божию, провидеть их сокровенные мысли и чувства и вести истинным, единственно верным спасительным путем ко Христу – было даровано отцу Иоанну еще в молодости. Именно поэтому духовно опытные Глинские подвижники с первых дней поступления его в обитель стали посылать к двадцатидвухлетнему послушнику богомольцев за советом.

Старец схиархимандрит Андроник, характеризуя начальный период иноческой жизни своего духовного сына, говорил: «Он всех прошел», то есть был первым среди Глинских иноков.

Когда в 1961 году Глинская пустынь была закрыта, отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую духовную семинарию, а затем в академию. Как отличающийся высотой духовной жизни, отец Иоанн был назначен ризничим академического храма. Ему было вверено духовное окормление преподавателей и студентов, и исповедь богомольцев. Именно здесь раскрылись пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. К нему стал стекаться народ, все, кто хотел знать волю Божию, кому необходимы были советы и наставления, кто жаждал утешения в скорби и печали.

Многоплодной была деятельность батюшки не только на ниве духовничества. Отец Иоанн 25 лет преподавал в Московской духовной академии. В это время он написал свои основные труды. Защитил как богослов кандидатскую и магистерскую диссертации.

Преподобный Андроник (Лукаш)
и иеромонах Иоанн (Маслов)
 

В 1985 году схиархимандрит Иоанн был переведен в Жировичскую обитель и назначен духовником двух монастырей, мужского и женского. Это были единственные в то время монастыри в Беларуси, оба расположенные в Жировичах.

С приездом отца Иоанна началось устроение внутренней духовной жизни обители, за которым последовало преображение и внешнего уклада жизни монастыря. Во всем стала наблюдаться чинность, благопристойность. Широта деятельной натуры старца проявилась в благоустройстве хозяйственной жизни обители.

Старец часто проводил общие исповеди отдельно для иноков и инокинь. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах. Он учил монашествующих чистосердечному откровению помыслов, послушанию, смирению, а также строгому соблюдению монастырского устава.

Богомольцы, узнав о благодатном старце, съезжались в монастырь. И прежние духовные чада отца Иоанна ехали в Жировичи со всех концов страны.

Земной путь батюшки закончился в Сергиевом Посаде 29 июля 1991 года. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) вошел в историю русского просвещения как выдающийся педагог, нравоучитель, пастырь, который сумел в доступной форме донести до современного читателя всю глубину святоотеческого учения.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал его выдающимся подвижником ХХ века, а его труды «учебником жизни и духовного прозрения».

Из доклада Стаховец Л.А. на конференции “Духовное возрождение общества и православная книга”

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в воспоминаниях Жировичских духовных чад

Имя отца Иоанна для Жировицкой обители очень дорого. Его помнят и любят, почитая как истинного светильника веры Христовой конца ХХ столетия.

Сегодня мы вспоминаем этого великого духовного наставника, аскета, подвижника, который для многих был заботливым отцом, другом, помощником, имя которого осталось жить в благодарных сердцах тех, кто его знал.

Вспоминает старшая сестра Сестричества в честь Жировицкой иконы Божией Матери при Жировицком монастыре монахиня Иоанна (Чуль):

«Незадолго до приезда отца Иоанна, где-то за неделю, наша блаженная старица Мария говорила всем в монастыре: «О, к нам такой старец приедет, такой батюшка! Столько для монастыря сделает!»

Я познакомилась с батюшкой Иоанном одна из первых сразу по его приезде в наш монастырь. Он даже, помню, сказал мне «Ну, ты, Наташенька, как апостол Андрей Первозванный, самая первая пришла ко мне!» Так я потом к нему и приходила на исповедь и за советами по монастырской жизни, и всегда он меня утешал, ободрял, поддерживал, и всегда чем-нибудь угощал, фруктами, бананами сушеными или еще чем-нибудь вкусненьким. Нам тогда в те далекие годы это всё было в диковинку и потому запомнилось, как проявление особого гостеприимства и заботливости. Даёт мне грушу и говорит: «О, смотри, Наташенька, какая груша! На, возьми, деточка!» Так он ласково нас сестёр называл «деточкой», хотя многим «деточкам» было уже за 40, и за 60! Когда уже потом мы приезжали навестить его в Сергиев Посад, он так же ласково и радостно нас встречал и сразу усаживал за стол со словами «давай Наташеньке суп скорее, надо покормить с дороги!» И я чувствовала себя такой желанной гостьей, и было так радостно с батюшкой на душе.

А сам отец Иоанн кушал очень мало, его келейница матушка Вероника часто сетовала, что батюшка мало кушает, а после пяти часов вечера он вообще ничего не вкушал. Такой был строгий аскет.

Отец Иоанн всегда и везде был с чётками в руках – и на службах, и на улице, и в келье. И нас учил своим примером непрестанной молитве. Каждый раз, когда я к нему приходила, он встречал меня в прихожей с четками в руках и тут же начинал читать тропарь моей небесной покровительнице в крещении и в иноческом постриге святой мученице Наталии. И так он проникновенно его читал, что я чувствовала, словно это я вместе со своей святой пришла, по словам тропаря, к небесному жениху Христу. Потом мы садились в углу перед иконами, и я исповедовалась, рассказывала события своей жизни, а батюшка Иоанн все это время тянул четки и мысленно молился. А когда я останавливалась, обдумывала что-то, он тогда протяжно, медленно, с каким-то трепетом и благоговением говорил Иисусову молитву вслух, будто стоял действительно пред самим Господом и просил его о помиловании. И мне всегда наказывал: «Наташенька, везде повторяй Иисусову молитву, говори полностью, со вниманием, особенно когда тяжело, когда помыслы одолевают». Часто советовал мне: «В течение дня на послушаниях вспомнила Иисусову молитву и читай, вспомнила и читай». Я отвечала, мол, даже вспомнить некогда, работ в монастыре много, а он все повторял «вспоминай и читай, вспоминай и читай»! Иисусова молитва очень сильная, отец Иоанн постоянно нам говорил о необходимости её нарабатывать и о том, что надо ее как можно больше и чаще произносить в течение дня, от этого очищается и душа, и тело, и весь человек укрепляется.

Отец Иоанн дал мне келейное правило с акафистом Иисусу Сладчайшему и благословил неукоснительно ежедневно выполнять. Любил подчеркивать, что в молитве главное – качество, а не количество. Часто говорил: «Душа молитвы – внимательность».

Отец Иоанн постоянно говорил словами из Евангелия и из творений святых отцов, много цитировал и просто зачитывал святых отцов, особенно он любил творения наших отечественных святых – святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника. Он часто любил повторять слова из Евангелия от Иоанна 6:53-68, когда Господь говорил о том, что кто не будет вкушать Его Плоти и Крови, не будет иметь Жизни Вечной. И тогда за эти слова многие ученики покинули Его, так что он спросил у оставшихся с Ним, не хотят ли и они отойти от Него, на что апостол Петр отвечал, что Господь имеет слова Вечной Жизни и им не к кому больше идти и незачем. Этим отец Иоанн напоминал нам, что мы – монашествующие – должны следовать за Богом и что мы должны причащаться Тела и Крови Христовой, чтобы наследовать жизнь в блаженной Вечности.

Отец Иоанн отрицательно относился к духовным псалмам, кантам, песенкам. Он говорил, что они отвлекают от настоящей молитвы. Мне подарили магнитолу и пластинки, так он приказал все это отнести в кочегарку на сжигание, на что я решилась не сразу, а он еще несколько раз потом переспрашивал, выполнила ли я его наказ. В итоге я отнесла эту магнитолу на сжигание. Так он строго учил нас Иисусовой молитве. И учил читать много духовных книг. В храме благословлял нас не выделяться поклонами или особым молением, быть скромными. Он советовал мне иметь близких единомышленных сестёр и поддерживать с ними отношения, не быть одной, это очень тяжело. Говорил, что один прутик ветер легко сломает, а целый веник не переломает!

Послушник Иоанн (Маслов)
 

Когда батюшка просто шел по территории монастыря и видел кого-то из сестер или из братий на послушаниях за работой, то давал наставления. Пропалывают, к примеру, сестры клумбы, батюшка к ним подойдет, подбодрит их, утешит и скажет: «Вот так и душу надо спасать, очищать от сорняков греха».

Я не всегда могла попасть к отцу Иоанну и потом жаловалась ему на это, а он утешал, говорил, что за духовника надо держаться, хоть за полы рясы, не обижаться на него, все равно стараться к нему попасть по возможности. К отцу Иоанну приходили многие братия и сестры, и он однажды мне сказал: «Сколько у меня пальчиков на руке? Пять! И все родные! Так и вы все, всех вас люблю одинаково!»

Отец Иоанн учил безропотному послушанию, учил в малом даже отсекать своеволие. Он говорил, что мы монахи главное, что принесли в дар Господу – это свою волю, то есть предали себя в руки Божии, что бы Он, Господь руководил нами посредством начальствующих, а не мы сами.

Так же отец Иоанн строго запрещал осуждать и учил не иметь ни на кого обиды, всех прощать от души, часто повторял: «Все как ангелы! Все спасутся!» У него было правило никого не осуждать и не слушать осуждений. Он любил повторять: «Все хорошие, я хуже всех».

Отец Иоанн говорил о том, как надо быть благодарным, благодарить Бога и всех, кто нам помогает. Он показывал нам свои фотографии и рассказал очень интересный и поучительный случай из своего детства. Так, он очень хотел кушать, время было непростое. И вот на их огород упало яблоко с соседского дерева. Мальчик был несказанно рад, схватил яблоко и побежал к матери, что бы и она порадовалась вместе с ним. А мама отправила малыша спросить разрешение у соседа, можно ли взять яблоко с его яблони. Умилённый мужчина дал ребенку еще несколько яблок, более спелых и вкусных. Вот такой был маленький урок на всю большую жизнь!

Отец Иоанн имел слабое здоровье, но служить старался с благоговением, трепетно. На пасхальной службе трижды произносил «Христос воскресе!» и затем добавлял «а мы Христовы!» трижды. И весь светился от радости в этот момент.

Отец Иоанн любил вспоминать о старцах Глинской пустыни. Он говорил: «О, у нас были старцы в Глинской пустыни! Святые! Было впечатление, что мертвого могут воскресить! Много по их молитвам исцелялось людей! Мы жили с ними, как в Раю!»

Батюшка вспоминал, что очень скорбел, когда узнал, что ему предстояло покинуть Глинскую пустынь, но надо было поступать в семинарию. Его духовником был глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), батюшка очень его любил и почитал, очень тепло всегда о нем отзывался. Он сам был очень близок к отцу Андронику, так что многие ему даже завидовали, так отец Андроник любил отца Иоанна.

В Глинской пустыни отец Иоанн нес послушание в монастырской аптеке, где приобрел много медицинских навыков, так что он хорошо разбирался в лекарствах, мог делать уколы и говорил всем: «Если что болит, деточка, обращайся ко мне». Он всегда раздавал нам нужные лекарства, был у нас не только духовным лекарем, но и самым настоящим монастырским доктором.

Кроме того, отец Иоанн мне запомнился хорошим любителем рукоделия. Он сам делал прекрасные митры и нас сестёр этому учил. Собирал нас вместе и показывал нам, как их вышивать, как склеивать и собирать аккуратно. Батюшка делал это очень хорошо. Так же он умел хорошо шить.

Отец Иоанн помогал и в садовых, и в огородных работах: он позаботился, и нам привезли рассаду сортовой клубники, сортовую малину и другие растения для сада и огорода.

Отец Иоанн обладал даром прозорливости. Как-то я сказала ему, что у меня папа Иван, и прадедушку Иваном звали. А он мне ответил: «Будет ещё и Иоанна!» Я тогда была инокиня Наталья и никак не могла понять, что означали его слова об Иоанне. А потом меня постригли в мантию с именем Иоанна. Вот так сбылись батюшкины пророческие слова.

Я спрашивала о будущем, и он мне сказал: «Ты не будешь со всеми сестрами, у тебя будет свой путь. Ты будешь на послушании у (тогда ещё отца, а теперь владыки) Гурия». Так и есть, сестер перевели в другие монастыри, а меня оставили здесь. Батюшка Иоанн говорил ещё, что у меня будет сложное послушание, но с Божией помощью я справлюсь.

Бывало, на исповеди забуду что-нибудь, и отец Иоанн сам мне скажет, как будто напомнит, а ведь об этом знала только я сама, называл мне те грехи, о которых я забыла. А как-то однажды я, мои родители и моя тётя Аня поехали к батюшке. Тётя очень волновалась за сестру, которая жила в Австралии, и очень хотела рассказать о ней батюшке. И вот мы у нашего дорогого старца, поговорили, все спросили. А он обращается к тете Ане со словами: «Ну, Аннушка, ты все разве спросила? А сестра у тебя в Австралии?» Так он рассказал тете Ане все о сестре.

Отец Иоанн мне говорил: «Смотри, деточка, когда ты будешь исполнять Закон Божий, у твоих родных все будет хорошо, им будет помогать Господь за твоё старание и усердие!»

По молитвам отца Иоанна я исцелилась от головокружений. Я не могла ездить ни в каком транспорте, всегда страшно укачивало. И вот батюшка отправляет меня в Москву с поручением. Он знал, что я там училась и хорошо знаю этот город. Но я пожаловалась на укачивание и сказала, что очень боюсь из-за этого ехать. Он благословил меня и сказал, что все будет хорошо. С тех пор укачивания и головокружения меня не мучают.

После кончины отца Иоанна я часто ездила к нему на могилочку и знала одну рабу Божию, которая болела онкологией груди. Еще при жизни батюшка её отправлял к доктору, но с условием, что бы она шла к женщине гинекологу, а не к мужчине. Но она так и не попала к врачу. И вот с сильной болью пришла к батюшке на могилу и стала плакать и жаловаться, вот, мол, ты бы меня утешил. И когда она пришла домой, уснула, увидела отца Иоанна во сне. Он её обнял и сказал: «Деточка, у тебя все будет хорошо!». И она проснулась совершенно здоровой, а последующие анализы показали, что у неё нет онкологии!

И мне после смерти отец Иоанн однажды приснился, как живой, и ответил на очень важные для меня два вопроса!

Я тоже словно спустя годы слышу слова отца Иоанна, которые он так часто любил повторять: «Деточка, у тебя все будет хорошо!»


Воспоминания послушницы Лидии Долмат, заведующей монастырской трапезной и иконными лавками:

«В то время я приходила в монастырь на послушания после работы. Было очень трудно: двое детей, больная мама - инвалид второй группы, работа в общепите – весь день на ногах, а тут еще в монастырь вечером на клумбы помогать просили. Батюшка меня очень жалел и утешал, поддерживал, как мог. И даже делал замечание той сестре, которой я помогала, зачем она меня так долго держит на клумбах, особенно, когда были праздничные вечерние службы. В монастыре жили сестры из Гродненского и Полоцкого монастырей, они вели строгую жизнь, добросовестно выполняли разные послушания и лишний шаг не разрешали ступить без необходимости.

о. Иоанн в Жировицком монастыре

И вот как-то мне надо было по послушанию зайти в жилой корпус, а мне замечания, мол, ты уже была здесь и снова идёшь, нельзя. Я расстроилась, а отец Иоанн встретил меня и говорит: «Не расстраивайся, будет такое время, что ты будешь, как хозяйка, спокойно ходить по монастырю, нести очень ответственные послушания, и никто не будет ругать и препятствовать!» Батюшкины пророческие слова сбылись, когда сестёр перевели в другие монастыри, а меня приняли в монастырь и поручили мне заниматься закатками и смотреть за подвалами. А позже благословили нести послушание ответственной за монастырские трапезные. Но до этого я несколько раз спрашивала у отца Иоанна, можно ли мне поступить в монастырь на послушание и совсем оставить светскую работу, а он отвечал: «Подожди, еще не время, потерпи пока».

Раньше у нас на Пасху не было общего праздничного разговения, всё проходило скромно, готовили немного и раздавали с собой в кельи. Отец Иоанн установил общее разговение и благословил улучшить праздничную трапезу.

Сам батюшка питался очень просто, он был очень болезненный, часто случались сердечные приступы, поэтому он имел диетическое питание, и по своей доброте все, чем его угощали, раздавал братиям и сестрам.

При участии отца Иоанна обустроили клумбы, посадили сортовые клубнику и малину. Батюшка вникал во все хозяйственные вопросы и помогал, как мог.

Благодаря отцу Иоанну у нас в монастыре по сей день используются только натуральные, чисто восковые свечи, а до его приезда были и парафиновые, которые он приказал убрать совсем.

Отец Иоанн много давал советов по воспитанию детей, говорил, что лучшее воспитание – это личный пример матери. Девочек моих благословлял с большой любовью, по-отечески ласково.

Батюшка очень предостерегал от осуждения. Он говорил: «Осуждение – это как пух с дерева высыпать: перья разлетелись, и уже потом невозможно их собрать». Он объяснял этим, как вредит осуждение и тому, кто осуждает, и тому, кого осуждают. А на исповеди говорил мне: «Ты вот весь сор в доме вымела, а не выбросила его, в углу оставила. Так и в душе, нужно искоренять все плохое вон! Не оставлять в доме души!»

По молитвам отца Иоанна со мной произошло чудо, за которое я благодарю Бога и батюшку. Так, у меня было очень ветхое жильё в бараке, зимой вода замерзала в комнате, и мы спали, не снимая верхней одежды. И вот я пошла к отцу Иоанну с просьбой благословить продать мамин дом в другой деревне и купить здесь хоть что-то. Но батюшка сказал, мол, ну купишь ты тут развалюху, которую будешь потом всю жизнь ремонтировать, потерпи пока, не покупай, все Господь устроит, дадут тебе квартиру. Я просто плакала от отчаяния. И вот в Жировичах построили многоквартирный дом и мою соседку в бараке должны были туда переселить. Я поехала в Слоним просить об улучшении жилищных условий и просила дать мне в том же бараке комнату получше. Тут неожиданно приехала комиссия из Минска и рассматривала заявки на жильё, кому нужнее. И вот меня вызвали и дали ключи от двухкомнатной квартиры на первом этаже. Так по молитвам отца Иоанна я получила квартиру, и все в округе стали говорить, что это монастырь мне купил жильё, никто не верил, что просто дали. Это было настоящее чудо, так как ко мне, как к монастырской работнице, руководство светское относилось свысока, и ни о какой квартире я не могла бы и подумать без особой помощи Божией.

После кончины отца Иоанна я часто приезжала к нему на могилочку. И вот однажды приехала под вечер, уже темнело, была зима, снега намело, я заблудилась на кладбище и никак не могла найти место батюшкиного захоронения. Тогда я попросила его помочь мне, и тут же увидела невдалеке сень над его могилой. Подошла к нему и спокойно потом вышла из кладбища.

Как-то отец Иоанн мне приснился и говорит: «Запомни, у тебя в жизни должно быть только три дороги: домой, на работу и в храм!» А меня тогда часто приглашали в гости. И после этого сна все изменилось.

Я, как, наверное, и все, кто знал отца Иоанна, вспоминаю о нем с любовью и благодарностью. Он так мог утешить и поддержать одним словом, что сразу становилось легко и спокойно на душе. Я всегда приходила утром в монастырь, чтобы взять у батюшки благословения на предстоящий трудовой день, и этот день проходил как-то радостно, окрылённо. И сейчас я обращаюсь к батюшке и прошу его молитв и благословения!»

Такие теплые отзывы остались в памяти наших жировицких духовных чад отца Иоанна. И это, наверное, малая капля в огромном море светлых воспоминаний об этом великом молитвеннике и подвижнике.

Вечная память приснопоминаемому отцу нашему схиархимандриту Иоанну!



Доклад Демчик Н.И. на конференции “Духовно-просветительская деятельность учреждений культуры и образования: памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) – пастыря, богослова, педагога–нравоучителя” (Жировичский Свято-Успенский монастырь, 29 июля 2021 года), в сокращении

biblioteka-hram.by