В день памяти преподобного Паисия Святогорца предлагаем читателям воспоминания о старце, встречах с ним, его словах и поучениях.
Старца Паисия спросили:
– Геронда, когда нам молиться?! У нас работа, учеба, уроки… У нас нет времени для молитв. А вечером мы уставшие, обессиленные, и нам трудно молиться.
– Будьте немного смелее, оставьте в себе немного сил для молитвы, не тратьте все силы на мирскую суету. Дайте Богу плод, а не кожуру. Это мы нуждаемся в Боге, а не Он в нас. Господь хочет, чтобы люди молились. Он может вмешиваться в нашу жизнь, но не хочет давать диаволу такого же права. Не то чтобы Он был озабочен этим, но так проявляется благородство Божие.
– Отче, а что нужно говорить во время молитвы? – спросил господин С.
– Господи, помилуй.
– Только это?
– Да, включая и это.
Господин С. настаивал:
– Но, отче, я хочу сказать Богу только о том, что меня беспокоит.
– Господь знает, в чем ты нуждаешься. Ему не надо об этом говорить.
Господин С. упорствовал. Старец прервал его и с улыбкой сказал:
– Благословенный, скажи: «Господи, помилуй», – эти слова содержат в себе все необходимые «витамины»!
– А что делать, когда к нам приходят помыслы?
– Помысел – это телеграмма от диавола, которая приходит извне. Его нет в нас. А что мы должны делать? Прогнать от себя помыслы, а не держать их в себе. Не надо вступать в разговор с диаволом, потому что, если даже соберутся вместе все адвокаты со всего мира, они не смогут справиться с диаволом.
Ты можешь заставить диавола молиться и делать добро. Как? Когда он будет тебе внушать разные помыслы, ты молись. Когда он снова придет к тебе, то ты скажи ему: «Диавол, хорошо, что ты напомнил мне о Христе!» Тогда лукавый проговорит: «Вместо того, чтобы причинять человеку зло, я делаю ему добро». И он отойдет от тебя.
Если ты чувствуешь Божию милость как необходимость, тогда молитва станет для тебя видом отдыха, смирением, а не принуждением. Молитва – это соприкосновение, общение, а не требование. Ее цель – соприкосновение с Богом. Независимо от того, спишь ты или бодрствуешь, продолжай молиться.
Совершенство не одинаково для всех. Вспомните притчу о талантах. Для одного отличный успех – это десять талантов, для другого – два таланта. И тот, кто приобрел десять талантов и «сделал» из них девять, хуже того, кто приобрел два и «сделал» из них четыре таланта.
Все зло – из-за отсутствия веры. Когда человек не верит в Бога, он хочет в удовольствиях проводить свою жизнь. Оттого и совершает много грехов.
Самое главное – думать о другом человеке, считать себя последним из людей и не любоваться собой. Это основа духовной жизни.
Божия благодать приходит не к каждому. Она приходит только к тем, кто подвизается с самоотречением, жертвенно, с усердием, со смирением. Христос вставил вилку в розетку, но наши духовные провода заржавели, и Божия благодать не может пройти по ним. Давайте очистим провода от ржавчины, то есть отсечем свои страсти, будем подвизаться, чтобы приобрести добродетели, и тогда придет и Божия благодать.
Когда кто-то начинает вести духовную жизнь, тогда Господь из любви к нему позволяет ему узнать свою греховность. Но Господь также подает такому человеку многие дары и благодеяния, чтобы он не отчаивался, особенно если это чувствительная душа.
– Сейчас, когда вы молоды, вы должны бороться со страстями: когда состаритесь, не сможете победить их. Позавчера я чистил молодую картошку. Кожура очень легко отделялась от картофелин. А несколько дней назад у меня был старый картофель, и я с трудом почистил его. Не говорю уж о том, что половина картофелин была подгнившей. Подвизайтесь сейчас, пока вы молоды. Когда состаритесь, вам будет мешать даже ветер, задувающий через замочную скважину!
Заговорили о браке. Старец Паисий сказал:
– Не смотрите на внешнюю красоту женщины или на ее богатство, но смотрите, добрая ли она и есть ли у нее страх Божий. Страх Божий – это не ужас, а благоговение, уважение, которое ребенок испытывает к своему отцу. Однажды ко мне пришел некий благочестивый человек, который хотел развестись с женой. Было у них уже двое детей. Его жизнь с ней была ему невыносима. Он ходил ко многим духовникам в Афинах, и все они советовали ему быть терпеливым и говорили, что этим он стяжает венцы от Бога. Я спросил его: «Почему ты женился на этой девушке?» И он ответил мне: «Из-за ее красоты». Таков был его критерий выбора супруги. Тогда я сказал ему: «И какую же награду ты ожидаешь получить? Ты получишь суд и осуждение от Бога. Иди, помолись, покайся и попроси прощения у Бога».
Он так и сделал. И всё в их жизни изменилось. Сейчас они живут счастливо.
Духовники совершенно справедливо призывают людей жениться молодыми. Дети «задыхаются» от учебы и отчаиваются. Старайтесь жениться молодыми. Знаете ли вы, что когда мужчине 30 лет, то 30 человек заставляют его жениться. Когда ему 40 лет, то 60 человек заставляют его жениться!
Здесь, около Капсалы (на Афоне), и в других местах живут святые и простодушные старцы. Чуть ниже по тропинке живут два румынских старца. Один из них прикован к постели, а другой ухаживает за ним. И обоим трудно. Но Господь не оставляет их. Однажды к ним спустился ангел и сказал им: «У тебя есть любовь, а у тебя (он обратился к больному) – терпение».
Когда им что-то дают, они стараются расплатиться за принесенное. Если, например, принесешь им килограмм апельсинов, они скажут тебе: «О, брат, ты принес нам килограмм апельсинов. Они стоят 15 драхм. Поэтому мы сделаем для тебя пятнадцать четок» – то есть пятнадцать раз помолятся о тебе по четкам. Вам следует познакомиться с ними.
Утром мы отправились к отцу Паисию. Вокруг каливы он сделал высокий забор из металлической сетки, с железной дверью, которая запиралась на замок. Мы хотели постучать в эту дверь, но услышали его голос:
– Оле! Оле!
С удивлением мы посмотрели друг на друга. Обычно такие возгласы можно слышать на стадионе во время футбольного матча… Мы немного подождали и снова услышали:
– Оле! Оле! Оле!
Голос доносился с противоположного склона. Не было смысла стучать. Прошло полчаса. Мы снова постучали. На этот раз старец Паисий вышел во двор и открыл нам дверь. Когда он нас впускал, я сказал ему:
– Батюшка, вы превратили каливу в крепость!
– Да, из-за паломников. В последнее время у меня нашествие паломников. Многие из них приходят, чтобы увидеть чудеса, знаменитость и… зоопарк, а у меня этого нет. Простите, что задержался: я ходил покормить птичку!
– Птичку?
– Да, птичку. У нее красные перышки на горле. Ее называют…
– …красношейкой.
– Да, красношейкой. Мы подружились, и я хожу ее кормить. Сегодня она набралась смелости и, когда я пришел, принялась прыгать вокруг меня. Она хотела играть со мной. «Ну, иди, кушай!» – говорю ей. Но птичка меня не слушала. «Иди покушай, а то меня люди ждут». Я давно не приходил к ней, и сегодня, когда я пришел покормить ее, она была очень рада мне. Красношейка больше радовалась мне, чем еде. Потом птичка проявила послушание и поела!
– Мы слышали, как вы кричите: «Оле!».
– Не «оле», а «олет». Это бедуинское слово, оно означает «малыш».
Так он разрешил наше недоумение.
Старец спросил самых младших из нашей компании, как идет их учеба.
– Ты, П., сдал свой экзамен? Вижу, что ты расстроен.
– Я хотел поступить на факультет торгового флота.
– И что же?
– Хотел учиться на корабельного механика, но не сдал экзамены.
– Нет, мой благословенный, тебе не надо туда поступать. Там много соблазнов. Да хранит тебя Господь.
– Но я хочу туда поступить! Дважды ходил на экзамены – и дважды терпел неудачу.
– Вот видишь, как Господь любит тебя и заботится о тебе. Только не ходи на эти экзамены в третий раз, потому что Бог отвернется от тебя, и тогда ты сдашь их! Если ты не сдал экзамены, значит, так было угодно Богу!
– Геронда, как представить, что я хуже других?! А ведь этому учат апостол Павел и святые. Как же мне представить себя хуже преступника?
– Ты должен думать так: если бы другой человек имел в своей жизни те же возможности, какие имею я, то он был бы святым, а я проявил нерадение. Вся духовная жизнь основана на помыслах. От них зависит преуспеяние в духовной жизни. Так что необходимо, чтобы у нас было «производство» добрых помыслов. Благой помысел равносилен бдению. Такие помыслы побуждают нас к духовной борьбе.
Люди похожи на мух или пчел. Вот красивый сад с благоухающими цветами, а там, в углу, – куча нечистот – и муха полетит к нечистотам. А вот всё поле покрыто нечистотами, а в дальнем конце этого поля растет цветок – и пчела полетит к цветку. Так и люди со своими злыми или добрыми мыслями. Не будем вступать в разговор со злыми помыслами, не будем иметь с ними дела.
Старец Паисий сразу же открыл нам дверь. У него было очень хорошее настроение. Мы пробыли у него 3,5 часа. Разговаривая с нами о разных духовных вопросах, он занимался своими делами. Желая угостить нас водой, он пошел к колодцу, но веревка, к которой было привязано ведро, запуталась. С большим терпением он пытался распутать эту веревку. А я начал терять терпение. Я хотел пить. Старец посмотрел на нас с доброй улыбкой и сказал:
– Жил маленький чертенок, и взрослые черти издевались над ним: «Ты маленький, ты ничего не можешь. Ты слабый и не можешь искушать людей, ввергать их в грех». А он ответил им: «Ну, и я тоже кое-что могу. Я прихожу к людям и запутываю веревки у колодцев, чтобы люди ругались…»
Наконец веревку удалось распутать, и старец угостил нас водой и лукумом.
Г. из нашей компании попросил у старца прощения за то, что мы часто его беспокоим.
– Нет, это не так. Мне приятно общаться с теми, кто интересуется духовными вопросами. Это равносильно молитве, которую я бы совершил за это время. Меня огорчает, что есть любопытные, которые приходят ко мне, ожидая увидеть у меня… зоопарк. Тут ко мне приходили трое таких. Я заметил их из окна и понял, что они пришли из любопытства. Открыл им дверь, чтобы посмотреть, чем все это закончится. Они молча сидели и смотрели на меня. Вскоре один из них спросил: «Здесь у вас часто идет снег?» – «Нет, не часто». Затем второй паломник поинтересовался: «А море далеко?» – «Полчаса идти». Некоторое время они помолчали, а потом третий спросил: «Вы здесь сколько лет уже?» – «Столько-то лет». Я понял, что им больше не о чем говорить, и потому сказал: «Позвольте и мне вас кое о чем расспросить. Где Караманлис?» – «В Париже». – «А Папандреу?» – «Он же умер! Разве вы не знали об этом?» – «Нет, не знал. Скажите, пожалуйста, а какой на сегодня курс английского фунта?» Они начали спорить: один называл один курс, другой – иной. Я слушал их, а потом сказал: «Ладно, не спорьте. Скажите только, какую же духовную пользу вы получили от нашего разговора?» Вот почему я прячусь от любопытных паломников. У меня есть неподалеку шесть «берлог», и я ухожу туда и прячусь.
Я вспомнил, что однажды старец поставил табличку с надписью: «Я сошел с ума и ушел в горы».
Старец Тихон говорит: «Господь каждое утро благословляет весь мир одной рукой. Когда видит смиренного человека, Он благословляет его обеими руками». Божия благодать обязательно приходит к смиренному человеку. Нам не нужно беспокоиться о нашем спасении. Божия милость спасет нас. «Милость Твоя поженет мя…» Господь хочет нашего расположения. Разбойник, распятый на кресте, расположил Бога, поэтому он первым попал в рай. Даже перескочил через ограду, потому что апостол Петр с ключами от рая еще не вошел туда…
– Геронда, а совершаем ли мы грех, когда не молимся?
– Кому необходимы молитвы: нам или Богу? Нам необходимы молитвы, а не Богу. Те, кто не подвизается, все время в тревоге, они несчастны. Между тем и малая борьба гасит беспокойство.
– Когда человек приобретает чистоту Адама, природа вокруг него приручается. Тут у меня было много змей. Но и я полон страстей. Змея, увидев меня, уползает, чтобы не пробуждать во мне гнев, раздражение, поэтому она лучше меня. Господь создал меня человеком – управляющим. Но ведь Он мог меня создать змеей, не так ли? И, к сожалению, я еще не поблагодарил Его за то, что Он создал меня человеком.
– В Афинах и в мегаполисах дети живут в клетках. Они не видят природу. У них есть искусственные цветы, искусственные животные, искусственные игры. Они растут среди фальши и привыкают к этому. Они живут фальшивой жизнью.
– Сравнивайте себя со святыми, а не с другими людьми. Например, я постился три дня, но вот я читаю, что преподобный Паисий Великий постился 20 дней, – и что я могу тут сказать?!
– Я монах в течение многих лет. Но если благодать покинет меня, вы увидите меня в таверне в Салониках, хотя я никогда раньше не посещал такие заведения.
Преподобне отче Паисие, моли Бога о нас!
≈ Митрополит Арголидский Нектарий
"Православен свят"
monastery.ru