Вознесение Христа является еще одним ярким открытием Его славы и этапом в спасении человека, обладающим огромным значением. Из-за своей огромной любви к человеку Бог последовал по пути самоуничижения и с высот Божественности пришел к принятию человеческой плоти, прошел через Страсти, самую унизительную смерть и, дойдя до чертогов ада, вернулся на свой небесный трон, сев рядом с вечным Отцом. Сила тяжести и другие законы природы упраздняются. Господь всего творения продолжит Свое спасительное дело с небес: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10). Первосвященник Христос прошел небеса (см. Ев. 4:14), вступил в нерукотворные Святая Святых, сделался предтечей нашего спасения и, находясь одесную Отца, ходатайствует за нас (см. Рим. 8:34, Еф. 2:7, Евр. 6:20).
Во время своей земной жизни Христос непрестанно проповедовал спасение от тления и смерти как своим словом, так и делами. Таким образом, своим Воскресением Он показал ученикам свою победу над смертью. Последующее Его общение с учениками убедило их в том, что это Он – Тот, Кто воскрес. И, в конце концов, посредством Вознесения Он сделал их свидетелями Своего возвращения к Божественности. Вне всякого сомнения, Вознесение – это некое триумфальное завершение спасительной миссии Христа на земле.
Когда мы читаем Деяния, от нас не должен ускользнуть тот факт, что событию Вознесения предшествует вопрос учеников о времени восстановления Царства Израиля. Иисус объясняет им, что в их возможности не входит знание будущего, а Вознесение на небеса проявляет духовную природу Его послания. Поскольку ученики не могли, даже после превосходящего естественные законы Воскресения, понять истинный характер Его миссии, Господь избирает именно этот момент, чтобы вознестись на облаке и тем самым подчеркнуть свое небесное происхождение. Присутствие двух ангелов во время этого события обнаруживает Божественную природу возносящегося Слова.
Но это ангельское присутствие не должно расцениваться как «украшение» или подчеркивание господства Христа над всем творением. Ангелы показывают предстоящим ученикам, что возносящийся Господь вернется на землю тем же самым образом. Это, с одной стороны, становится ответом на предыдущий вопрос учеников и, с другой стороны, дает обещание о будущем пути тела верующего. Кроме того, «взятие» на облако является исключительно эсхатологическим аспектом («Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17)). Эсхатологический подтекст Его возвращения вскоре утвердится и дополнится ниспосланием Святого Духа в день Пятидесятницы.
Иными словами, как ответ Иисуса, так и свидетельство ангелов открывают период эсхатологических ожиданий Церкви. Поэтому и Церковь приобретает «ободряющее» значение. Отныне она обладает уверенностью в своем пути к небесному отечеству.
Событие Вознесения придает значение всему плану Божественного замысла. Бог становится человеком, чтобы спасти человека, направляется на страдания и смерть, воскресает и возвращается к Отцу. Однако это отнюдь не означает, что дело Божественного замысла на этом прерывается. Дело спасения человека продолжается с пришествием Святого Духа и воплощается в Церкви, несущей свою миссию всем народам.
Вознесение возвращает человеческую природу на небеса, во Христе нетленную, бессмертную и славную: «И нас воскресил и посадил на небесах» (Еф. 2:5-6). Через Христа наша плоть возвысилась к высочайшему Царству, стала Его наследницей и обрела бессмертие (Иоанн Златоуст, Слово второе на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, PG Т. 52, С. 794). Святой Григорий Палама подчеркивает, что эта честь не относится абстрактно к человеческой природе, но к каждому из нас в отдельности (Слово XXI, о Вознесении Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, PG 151, 277A). Согласно богословию Отцов Церкви, действия Божественности не обращены внутрь себя, но характеризуются Божественной любовью. Поэтому, возвращаясь в недра Троицы, Иисус берет с собой и человечество.
Слава Господа, свидетелями которой стали ученики, и обеты двух ангелов заставили учеников преодолеть свою печаль о расставании и возвратиться в Иерусалим полными радости (Лк. 24:52). Поэтому в этот день празднуется не разлука с Господом – ведь Он сам обещал свое постоянное присутствие (см. Мф. 18:20, 28:20) – но открытие небес для человечества. Мы празднуем «воздвижение нашей природы, начало вознесения каждого из верующих» (Григорий Палама).
Вознесение связано как с царским, так и с иератическим (из-за Его небесного ходатайства) свойствами Христа. Его значение раскрывается и в Символе Веры, хотя оно содержалось и в первых катехизисах.
Апостол Павел говорит о Вознесении и небесной славе Христа, сталкиваясь с различными верованиями, например, с существующим у Колоссян еретическим культом ангелов, согласно которому, они могут превзойти Иисуса (см. Кол. 1:15, 2:15 – 18).
Вознесение тесно связано с Пятидесятницей. Древние свидетельства Церкви сообщают нам, что до конца IV века существовало общее празднование этих событий. Праздновалось завершение телесного присутствия Христа в мире. Кроме того, между событиями Вознесения и Пятидесятницы имело место ожидание учеников исполнения обета Иисуса.
Наконец, неким косвенным и одновременно ясным способом в восхождении Христа на небо подчеркивается основополагающая христианская добродетель – смирение. Как мы говорили выше, любовь Бога к своему творению и послушание Сына воле Отца через бесславие привело Его к «смерти, и смерти крестной». По этой причине Отец «превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:6 – 11). Одновременно исполняется и учение Иисуса о том, что «последние станут первыми» (Мф. 19:30).
Петрос Панайотопулос
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
источник: www.pemptousia.ru