Воздвижение Животворящего Креста Господня 2014г.
Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Возлюбленные отцы, братия и сестры, над темным и скорбным нашим миром воздвизается Крест Господень. Сегодня древо крестное процветает в церкви и изливает мир живоносный, благоухание жизни вечной. "Видеша вси концы земли спасение Бога нашего и поют: радуйся, Живоносный Кресте".
Но как же так, ведь крест – это самое страшное, позорное орудие пытки. Но вот силою и жертвою Христовой, крест стал всепобедным, дивным знамением Любви Божией, к миру, и к человеку, и ко всей твари. Потому что через смерть рождается жизнь, через страшную тьму Великого Пятка воссиявает дивный свет Воскресения. В отвержении совершается примирение, через проклятие получаем благословение, в бесславии и позоре восстанавливается слава первозданного образа Божия.
Дорогие братия, без Голгофы нет Воскресения, некоторые нехристианские учения утверждают обратное и пытаются достичь полноты ведения и божественных состояний помимо крестного подвига, но это ведет только во тьму небытия. И обратно: нет Голгофы без Воскресения, – такова наша вера Православная. И поэтому лик распятого Христа на наших иконах чужд всякого ужаса, как это мы видим в некоторых католических изображениях.
Лик распятого Христа исполнен мира, божественной прекрасной тишины, преданности воле Божией. И, таким образом, даже самая густая тьма Великой Пятницы, прорезывается уже златым блистанием Воскресения и надежды. Потому что Христос на Голгофе возопил: "Боже, Боже мой, вскую оставил Мя еси", но вслед за тем, почти одновременно: "В руце Твои предаю дух Мой", и, наконец: "Совершишася". Совершилось великое дело спасения мира, спасения рода человеческого.
Так пережил Христос Свое божественное, крестное истощание, в преданности, в послушании воле Отца Небесного, так пережила Пречистая Богородица Свою богородичную Голгофу. И хотя по всем законам человеческим Она должна была умереть от скорби при кресте, но именно потому, что Она всю Себя предала на волю Божию, в величайшей Своей любви к Богу, Дух Божий укрепил Ее, и через эту победу крестную Она стала для всех родов Радостию радостей и Утешением в страданиях.
И так и мы, дорогие братия, должны помнить о том, что только полная преданность воле Божией поможет нам безропотно, с разумом Божественным, нести наш собственный крест, хотя по-человечески порой мы изнемогаем под его бременем. Но и Сам Христос трижды падал под крестом. И нам, как тогда Христу, Бог посылает Симонов Киринейских на жизненном пути, которые помогают нам нести крест. И если мы, подобно Христу, подобно Матери Божией и подобно всем нашим великим отцам, которые шли крестным путем, – если мы тоже предадим себя и друг друга на волю Божию, благую и всесовершенную, если мы добровольно предадим себя на распятие ради стяжания любви Христовой, тогда никакой крест, никакое страдание, никакая скорбь не смогут сокрушить нас, и мы избежим отчаяния. И не только избежим отчаяния, но в нашем сердце возродится, как некий дивный цвет благовонный, тайна крестной и жертвенной любви, которая будет вдохновлять нас на всякое страдание ради Христа.
Помните, как в Ветхом Завете Моисей в пустыне ударил жезлом, крестообразным жезлом, и потекли воды для жаждущего Израильского народа. Так и Господь крестом, крестными страданиями, бьет в наши сердца, чтобы из них потекли воды, воды слезные, потому что без слез нельзя спастись. Потому в этот дивный день Церковь внешне облачается в темные ризы воздержания и поста, почитая крестные страдания Христа. Но она тоже призывает всех нас радоваться и торжествовать, ибо "тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ясть, да всяк, веруяй в Него, не погибнет, но имать живот вечный".
И мы помолимся, братия, сегодня, чтобы Господь, распятый и воскресший, вложил в сердце каждого из нас крестную силу Божественной Любви. Что бы мы, подобно мученикам и преподобным отцам нашим, с вдохновением, с мужеством доблественно шли за Христом, туда, на Голгофскую гору, и что бы мы через это крестное восхождение познали радость Креста – отдать свою жизнь, чтобы жили другие. И тогда, дорогие мои братия и сестры, тогда воистину будет вечная Пасха у нас на душе, ибо Христос воскресе!
Схиигумен Серафим (Барадель), Валаамский монастырь 27 сентября 2005 г.
Источник: valaam.ru
Воздвижение Животворящего Креста Господня. История праздника
Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По описанию древних христианских историков (Евсевия, Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.
Император Константин Великий, по чувству благоговения ко Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого желания благочестивая мать Константина — Елена — отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у Григория Турского, место обретения Креста Господня под развалинами языческого капища указал один престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший христианство).
Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе Креста Господня (по свидетельству многих историков, прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся при смерти женщина).
В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, который был уже установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест был обретен перед праздником Святой Пасхи, то первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на второй день Пасхи.
С 335 года, когда совершено было освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма совершалось собором епископов, прибывших со всех концов Римской империи, это событие послужило поводом к распространению празднования Воздвижения в этот день во всем христианском мире.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.
В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом, разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и заключения мира, Святое Древо Креста Господня было возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении Креста Господня и возвращении его из плена.
О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Источник: Лекции по литургике. М., 2002.
|
|