«Получив крест Господень, блаженный и боголюбивый царь Ираклий собрал войска свои с веселым и радостным сердцем, пустился в дорогу со всей царской свитой, поклоняясь святому, чудесному и небесному обретению, и достиг св. Града, куда и доставил св. Крест вместе со всею церковною утварью, которая спаслась в Византии из рук неприятельских. В день их вшествия в Иерусалим, немало происходило там ликования». Себос, епископ. Повествование об Иракле.
Значимость происшедшего отразилась в воспоминании праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обретение Честного Древа произошло в царствование равноапостольного императора Константина Великого, его матерью Еленою. Но именно после возвращения Креста Господня из персидского плена это праздник приобретает широкое распространение и особую торжественность, не только на Востоке, но и на Западе с названием «день обретения Креста». Что же повлияло на особую значимость этого события?
Как замечал историк Ш. Диль, «в истории Византии VII век – один из самых мрачных периодов». Это было время, когда на истощенную империю ромеев обрушилась грозная опасность со стороны персов.
Когда на престол василевса вступил император Ираклий (610 – 640), положение Византии казалось практически безвыходным. Ежегодно армия персов совершала военные походы на территорию Ромейской империи. В 612 году была потеряна Антиохия и Кесария, в 614 году – Дамаск, в 615 — захвачен Иерусалим, откуда персы перенесли Святой Крест в качестве трофея в Ктесифон. Именно в Иерусалиме произошло страшное избиение мирных граждан, главные святыни Святого Города были разграблены и разрушены, включая храм Воскресения, возведенный еще святой Еленой.
Столице империи – Константинополю — угрожали авары (619), Италия была завоевана лангобардами, Византия окончательна утратила Испанию. К 620 году казалось, что «дни Римской империи уже сочтены».
В столь критической для государства ситуации стоит отметить роль Константинопольского патриарха Сергия, чья энергия и дух поддержали императора Ираклия в борьбе с врагами Ромейского государства. Именно патриарх предоставил в распоряжение василевса сокровища Церкви.
К 622 году империя была готова к сопротивлению. В этой борьбе ромеи желали восстановить справедливость, их религиозные чувства были оскорблены как никогда. Именно желание вернуть Честный Крест Господень сыграло немаловажную роль в подъеме боевого духа императорской армии.
В продолжение последующих шести лет император Ираклий вел напряженные боевые действия против персидских армий. В 623 году война была перенесена на вражескую территорию.
Ранней весной 626 года персы перешли в контрнаступление: часть армии под командованием Шахина возобновила боевые действия против ромеев в сердце Малой Азии, а другие войска во главе с Шахрбаразом двинулись на Константинополь.
Угроза падения имперской столицы была особенно велика, потому что одновременно с персами со стороны Балкан Константинополь был атакован и осажден аварами, которые привели с собой славян и гепидов. Перед лицом смертельной угрозы горожане собирались в церквях на молитву. Патриарх Сергий совершал каждодневные богослужения, возглавлял крестные ходы, произносил проповеди, в которых призывал народ к усердной молитве о спасении города и империи. И молитва была услышана - авары сняли осаду и отступили.
Тогда в Константинополе составлен был, возможно самим патриархом Сергием, благодарственный гимн Божией Матери, защитившей Свой город: «Взбранной Воеводе победительная». Это песнопение впервые было спето вместе с акафистом Богородице, ранее составленным Романом Сладкопевцем, 6 августа 626 года.
После ряда блестящих побед ромеев и внутренних противоречий персы вынуждены были принять мир (628 г.), одним из пунктов которого было немедленное возвращение из персидского плена Креста Господня. Однако по неизвестным причинам выполнение главного условия Ираклия – возвратить Крест, было замедлено.
Возвращение Честного Древа произошло 21 марта 630 года. Василевс прибыл в Иерусалим. До тех пор ни один из императоров не посещал Святой Город.
Встреча Ираклия была особенно торжественной, потому что он доставил в Иерусалим Животворящий Крест, возвращенный на свое прежнее место на Голгофе в храме Гроба Господня. Всю Ромейскую империю охватила радость. Император лично участвовал в «водружении Креста на том месте, где Он стоял ранее».
Как замечал Г. Острогорский, «этот торжественный акт олицетворял победоносное завершение первой великой войны за веру христианской эры».
Все эти события ярко показывают мотивы многолетней войны ромеев с персами, которые своим погромом Иерусалима и захватом Креста Господня глубоко задели религиозные чувства византийцев. Именно в этой войне имперские войска впервые использовали иконы Христа и Богородицы как символ покровительства христолюбивого воинства.
Именно поэтому события военных побед Ираклия над персами отразились в акафисте Богородице «Взбранной Воеводе» и празднике Воздвижения Креста Господня.
Установленный ранее праздник в честь Воздвижения Креста Господня с тех пор стал также днем памяти и о возвращении Животворящего Креста в Святой Город.
Источники: К. Джусоев. "Возвращение Животворящего Креста в Иерусалим император Ираклием Великим", прот. Владислав Цыпин "Пленение Креста Господня и Его возвращение в Иерусалим"